Translate

Поиск по этому блогу

понедельник, 6 февраля 2017 г.

Версии происхождения Руси. Норманнский миф.

2.3. Западные источники


В 839 г. к франкскому императору Людовику прибыло посольство от византийского императора Феофила. Вместе с послами Феофил отправил загадочных людей из народа Rhos. Об этом свидетельствуют Бертинские анналы. Историки-чудотворцы, узнав об этом, рассказывают небылицы о русских, которых Европа якобы знала уже с первой половины IX в., хотя на самом деле ни во времена независимой Руси, т. е. до монголо-татар, ни в золотоордынский период ещё нигде такого народа не было. Норманисты пытаются этим сообщением доказать скандинавское происхождение руси.
Надо разобраться с этими загадочными "россами":

"Он [Феофил] также послал с ними [своими послами] тех самых, кто себя, т. е. свой народ называли "Рос" (se, id est gentem suam, Rhos vocari, dicebänt), которых их король (rex) назывался хаканом (chakanus), отправил ранее ради того, чтобы они объявили о дружбе к нему, прося посредством упомянутого письма, поскольку они могли [это] получить благосклонностью императора возможность вернуться, а также помощь через всю его власть. Он не захотел, чтобы они возвращались [теми] путями и попали бы в сильную опасность, потому что путь, по которому они шли к нему в Константинополь, они проделывали среди варваров очень жестоких и страшных народов.
Очень тщательно исследовав причины их прихода, император узнал, что они из народа шведов (sueones); как считается скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего, он приказал оставить их у себя до тех пор, пока смог это истинно открыть, а именно, честно они пришли от того или нет, и это он не преминул сообщить Феофилу через своих упомянутых послов и письмо, и то, что он охотно принял по сильнейшему желанию, а также если они будут найдены верными, и для них было бы дано разрешение на возвращение в отечество без опасности; их следовало отпустить с помощью; если в другой раз вместе с нашими послами, направленными к его присутствию, появился бы кто-нибудь из таких [людей], он сам должен был назначить решение" (Annal Bert., а. 839).


Итак, подведём итоги.
Во-первых, эти люди называли себя "Рос". Название "Рос" в западноевропейских, в частности в немецких, источниках встречается всего один раз(!) – в Бертинских анналах. Германцы просто не знали такого народа. Ruzzi, Rutheni, Rugi, Rusci, Ruzâri, – знали, а Rhos – нет. Потому что это греческое название народа, о котором ещё, в дальнейшем, будет сказано, а также византийцы позже называли так русинов.
Во-вторых, их король назывался хаканом. Ещё более подозрительным для франков стало известие о титуле их (россов) правителя. Германцы знали, что хакан (или хаган) – титул степных кочевых народов. Например, аваров. Поскольку "россы", в итоге, оказались шведами, то на смугловатых и темноволосых степняков вряд ли они были похожи. Даже при всём желании чудо-норманистов. Среди скандинавов не было подобного титула как хакан.
Весьма показательным высказыванием на этот счёт имеется в послании франкского императора Людовика II, направленном в 871 г. византийскому императору Василию II, которое вошло в состав "Салернианской хроники" X в.:

"Хаганом (chaganus) мы называем государя (praelatus) аваров, а не хазар (Gazani) или норманнов (Nortmanni)" (Chron. Salern. Can. 107, p. III).

В-третьих, как в итоге выяснилось, оказались они шведами, пробиравшимися опасными путями, среди жестоких и диких варваров. С пристрастием допросив этих "россов", выяснилось, что о руси они – ни слухом, ни духом, вернее что-то слышали о народе, который позже создал государство в Среднем Поднепровье, скорее всего, от греков или хазар, через земли которых они пробирались.
Путь, по которому они (шведы) пробирались в Константинополь, скорее всего, проходил через земли угро-финнов, волжских булгар, буртасов, хазар: по Неве до Ладоги, оттуда, скорее всего, по Волхову, Мсте, затем волоком до Тверцы, по Тверце, вниз по Волге, волоком до Иловли (Иловля – правый приток Дона, самое близкое место, находящееся с Волжской артерией), по Дону в Азов, вдоль северного побережья Азовского и Чёрного морей до самого Константинополя. На этом пути этих "варварских и страшных" народов было предостаточно. Днепровского пути скандинавы в IX в. не знали, о чём свидетельствуют археологические данные, точнее отсутствие скандинавских следов в Поднепровье.
И, наконец, в-четвёртых, они были заподозрены в шпионаже, были "скорее разведчики, чем просителями дружбы". Их можно было бы отпустить при условии, если те окажутся верными, а также при появлении ещё кого-либо из таких "шведо-россов".
Из всего вышесказанного можно заключить следующее: эти "россы" понятия не имели, что такое "русь" и с чем её едят. В Бертинских анналах об этих шведах далее ничего не сообщается. Вероятно, их заключили под стражу, а затем казнили как "разведчиков", или отправили назад в Константинополь.
У известного писателя и дипломата X в. Лиутпранда Кремонского, дважды побывавшего в качестве посла в Константинополе, в подробном рассказе о походе киевского князя Игоря на Константинополь в 941 г. читаем:

"В северных краях есть некий народ, который греки по его внешнему виду называют "Русиос", мы же по их месту жительства зовём "норманнами". Ведь на немецком языке (lingua Teutorum) nord означает "север", а man – "человек", отсюда "норманны", т. е. "северные люди". Королём этого народа был Игорь (Inger)" (Liutpr. Antap. V, 15).

Норманисты часто цитируют либо просто ссылаются на этого автора, якобы подтверждающего их чудо-теорию. Но, взглянув на текст более внимательно, невольно подвергаешься некоторым сомнениям. Во-первых, Ρουσιος (русиос) – с греч. "красный, рыжий". Варяги, в отличие от этих "русиос", были светлокожими и светловолосыми, а рыжие – редкое явление для скандинавов. Во-вторых, они были "норманнами" не по этническому, а по географическому признаку, т. е. были северянами, северным народом по отношению, как к грекам, так и к родине самого Лиутпранда – Италии. Прекрасным подтверждением вышесказанного являются его же слова, которые чудо-норманисты игнорируют:

"Город Константинополь, который ранее назывался Византий, а теперь зовётся Новым Римом, расположен среди самых диких народов. Ведь на севере его соседями являются венгры, печенеги, хазары, русы, которых мы зовём другим именем, т. е. норманнами, а также – как наиболее близкие к нему – болгары" (там же, I, 11).

У средневекового поэта из Турени Бенуа де Сент-Мора, в его стихотворной "Хронике герцогов Нормандских", которая была написана по велению Генриха II, среди описания стран и народов можно найти интересное известие о Руси:

"… она [река] такая быстрая и большая,
Бурная, опасная и широкая;
Называется она Истером, или Дунаем.
Между этой рекой и Океаном,
И землёй, где живут аланы,
Обитают многие непокорные племена:
Они дикари и язычники.
Там есть остров, называется Канси.
И я полагаю, что это Роси.
Огромным солёным морем
Окружённая со всех сторон.
И вот так же, как пчёлы
Из разных ульев, вылетают они огромными,
мощными роями, где они исчисляются тысячами.
Или словно пришедшие в ярость,
Бросаются они в бой, выхватив мечи,
Мгновенно воспламеняются гневом.
И так все вместе и более того –
Этот народ может выходить,
Чтобы нападать на большие королевства.
И совершать великие побоища,
[Захватывать] великую добычу и [одерживать] победу"
(Ben. de St.-Maure. Chron. 2.235 – 247).

Океаном с античных времён называли не только Атлантический, но и Северный Ледовитый океан вместе взятые. Подтверждением тому является "Сокращённая география" византийского философа и географа Никифора Блеммида:

"Этот океан, будучи единым и обтекая землю кругом, получил четыре названия: в западной части он называется Западным Атлантом, а к северу, где живёт и племя аримасков, - Ледовитым Кронийским…" (Ник. Блеммид. Сокр. географ. 26-40).

Бенуа де Сент-Мор полагал, что "Канси" – это "Роси", а историки-чудотворцы полагают, что "Канси" - это Скандинавия (Canza, Scanza, Scanzia), а поскольку она "тождественна" Руси, то и, соответственно, русь – это варяги-скандинавы. Прежде чем ликовать адептам паннорманизма, можно посоветовать им воспользоваться географическими атласами для более точного определения местонахождения "Канси-Роси".
Согласно Сент-Мору, этот "остров" находился между Дунаем, "Океаном" и "землёй, где живут аланы", т. е. Северным Кавказом. В средние века, как известно, полуострова, не только на Востоке, но и на Западе, часто отождествлялись с островами. Например, Скандинавия. Но… очень сомнительно, начертив виртуальный треугольник между Дунаем, Северным Кавказом и "Океаном" (здесь, скорее всего, Балтийским морем), видеть здесь Скандинавский полуостров. Ну, очень сомнительно! Слишком далеко находится Скандинавия от Дуная и Кавказа. Видимо, следует искать этот "остров" не в Балтийском, а, скорее, в Чёрном море?
В те далёкие времена в Западную Европу вести доходили в основном от арабских, еврейских и персидских торговцев и путешественников. Вероятно, от них Сент-Мор узнал о каком-то русинском острове, об острове хазарском (Gasani), который подвергся нападению со стороны Руси. О каком острове или, точнее, полуострове идёт речь? Естественно, о Крымском. Именно он ранее назывался хазарским. И Чёрное море, которое позже именовалось Руським (Русинским), ранее также называлось Хазарским. Подтверждение этому (о раннем названии Чёрного моря) можно найти, например, у арабского писателя IX в. Муслима ибн-аби-Муслима, известного под прозванием аль-Хоррами:

"...Области Рума, где царь поставляет правителей, в числе четырнадцати, из коих три находятся по той стороне моря. Первая область Талака (Фракия – Авт.), в которой находится Кустантиния (Константинополь - Авт.); граница её с востока Сирийского моря (Мраморного моря с Фракийским Босфором - Авт.) до сооружённой стены (Константинопольской крепости - Авт.), с запада - от Хазарского (Чёрного) до Сирийского моря в длине 4-х дней пути..." (Гаркави, с. 36).

В восточной части Крыма (Керченском полуострове), где оседала часть руси (ругов), которая осталась и не ушла с готами на запад после прихода гуннов, а также на захваченном Русью в Х в.Таманском полуострове на Кубани, было основано Тмутараканское княжество. Крым, ранее называвшимся хазарским, Сент-Мор перепутал с "Канси".
Некоторые западные европейцы ещё в XIX-XX вв. путали Валахию с Трансильванией (достаточно вспомнить валашского господаря Влада Цепеша-Дракулу, которого ошибочно называли трансильванским графом), или, например, не знали, как правильно сказать: Ирак или Иран. Что уж тогда говорить о средневековье, когда письменные античные и раннесредневековые источники смешивались с устными рассказами восточных пилигримов. Потому и неудивительно, что Бенуа де Сент-Мор перепутал Канси (Cansi, Canza) c хазарским (Gazani, Caziri) островом, а точнее с Керченским полуостровом, захваченным русью.

"И она начинается и сосредоточена
У Меотийских озёр (Азовского моря – Авт.),
Которые полны великих чудес,
Между Дунаем и Океаном…"
(Ben. de St.-Maure. Chron. 2.269-272).


Источники и литература 

Комментариев нет:

Отправить комментарий