Translate

Поиск по этому блогу

суббота, 28 января 2017 г.

Введение к рассказу о Псковском взятии под 1510 г.

Интересное сообщение нашёл в псковских летописях:


Введение к рассказу о Псковском взятии под 1510 (7018) г. по Бальзеровскому и Горюшкинскому спискам.*


Взятье [Пско]вское. Живущим псковичамъ въ сво[еи] [во]ли и князя державнаго владущаго ими не иму[щимъ], но избираху себѣ князя, просящее от инѣх [ст]ран, от великих государствъ, ово от Москвы ово [от] Литовския земли; и держаху его приведшее к себѣ яко наемника, я не яко князя, по закону своему. Таков же бяше обычаи у них: аще что скорбно увидят от него, извѣт ему сотворше, и отсылахут его во отечество свое ему во страну ему, откуду взят бысть и приведен к ним. И бѣ у них взят с Москвы у великогокнязя Василья Ивановича князь Оболенскои Репня; и тот князь живяше у них грозно и свирѣпо, по наказу государя своего великого [князя по московскому обычаю, а не по их чудскому закону; и взимаше у них мзды] велики, и пра[вых] виноватых творяше и виноватых правы[х], и всяческих оскорбляше их, и отроком своим вол[ю вели]ку подастъ, да и они тако же творят, яко же и г[осподин] их злая творяше. Псковстии же мужие не [стеръ]пѣвше надолзѣ бываемаго от него великаго з[ла], скоро избравшее и послаша к Москвѣ пос[лы] [своя] от всего Пскова к великому князю Василью Ив[ановичю], жалящися на служащаго ему князя сво[его и в того] мѣсто иного князя просящее себѣ лутчша тог[о] [обыча]ем, дѣлы и праведнѣиша судом. Князь же вели[кии] отпусти их в землю свою, во град Псков, глаголав имъ [си]це: аз приду самъ в Великии Новгород, и та[мо] пришед и пошлю по князя вашего и желѣзы оковона по руцѣ и по ноз и по выи велю и пред ся привести с великим бесчестием и срамом, яко злодѣя, и сужду вас с ним и на смерть предам его вам яко разбоиника, да что хощете то творите над нимъ, яко вамъ есть любо. Се же глаголаше им, лукавствуя ими и играя яко безумными. Послы же псковстии поидоша радостни с Москвы, яко велико богатство вземше, и пришедшее к себѣ во град Псковъ, и вся реченная им великимъ княземъ сказаша на речи всѣмъ псковичам. [Псковичи жъ слышавше] от послов своих ради быша [зело вси велми и] ждаху пришествия вел[икого князя в Новъго]род, готовящееся ити к нему, хотяще по[глотити] князя своего.


*Дефектные места Бальзеровского списка дополнены по Горюшковскому списку; они взяты в квадратные скобки.
Псковские летописи / под ред. Насонова А. Н. / в. 2, М., 1955, с. 300, 301


Любопытно то, что Псков считал и Литву и Москву в XVI в. равнозначными иностранными государствами, а псковичи не считали себя и московитов одного роду-племени.

Климент Адамс. Английское путешествие к московитам

Предисловие переводчика 


Открытие Америки Испанцами возбудило в Англичанах желание отыскивать новые земли. Для этого, в 1553 году была отправлена экспедиция на Север. В предлагаемом сочинении Климента Адама (Anglorum navigatio ad Moscovitas) описаны её приключения, прибытие Англичан к нашим берегам, путешествие в Москву, и представление Великому Князю Иоанну IV Васильевичу.


Anglorum navigatio ad Moscovitas 


Посвящение Автора  


Филиппу (Филипп Габсбург, муж Марии I Тюдор - прим. авт.), Божьей милостью Королю Английскому, Французскому, Неаполитанскому, Иерусaлимскому и Ирландскому, Защитнику Веры, Князю Испании и Сицилии, Эрц-Герцогу Австрийскому, Герцогу Медиоланскому, Бургундскому и Брабантскому, Графу Габсбургскому, Фландрскому и Тирольскому, Климент Адам, нижайший из слуг, усерднейше испрашивает от Всеблагого Бога долгоденствия и преуспеяния во всех добродетелях.
Если каждому полезно знать состояния Государств и нравы народов: то, без сомнения, и Государям, которым благость Божья вверяет судьбу людей. Эта мысль побудила меня представить Вашему Величеству небольшое сочиненьице, из которого можно узнать о последнем плавании Англичан. Быть может, молва об этом уже достигла до Вашего Величества; но как по слухам можно знать только сущность, а не порядок происшествий, то я решился изложить весь ход дела от начала до конца. Не смотря на то, что многие ученые мужи, о6ладающие даром витийства, выполнили бы это с успехом гораздо большим, я, человек самых ограниченных способностей, взялся за описание сказанного путешествия, как по дружбе с Ченселером (которого рассказы не раз имел удовольствие слушать), так и для того, чтобы умолять Ваше Священное Величество, дабы то, что недавно начал Великий Государь, довершили Вы, величайший из Царей.
Сколько торговые сношения с Русскими принесут пользы, Ваше Величество лучше может понять, нежели моя посредственность объяснить. Могу только сказать: как открытие Западной Индии, сделанное несколько лет тому назад, увековечит славу Ваших предков и принесёт Англии несметные богатства; так и сношения с Московиею, если будут поддержаны, останутся вечным памятником Ваших добродетелей.

Московские статьи гетмана Ивана Мазепы.

Несмотря на то, что личность Ивана Мазепы во все времена вызывала большой интерес у исследователей и что про этого гетмана было написано несколько серьёзных монографий, подавляющая часть архивных источников по истории его гетманства и далее остаётся неиспользованной. Прежде всего имеется ввиду источники по таким вопросам, как отношения Мазепы с российским правительством и внутренняя политика гетмана.
Традиционно считалось, что юридическим документом, который определял отношения Мазепы и России, были Коломацкие статьи, заключённые под давлением В. Голицына во время выборов Мазепы на гетманство в 1687 г. На самом деле в 1689 г. во время поездки Мазепы в Москву, где он стал свидетелем Нарышкинского переворота, по инициативе гетмана были утверждены новые статьи, которые мы называем Московскими. Этот документ имел принципиальное значение. Если М. Костомаров по вполне понятным причинам не хотел вести речь о существовании соглашения между Мазепой и Петром уже на этом, начальном периоде их взаимоотношений, то не совсем понятно, почему А.Оглоблин ограничился лишь короткой фразой в примечаниях к своей монографии: "В сентябре 1689 г., после московского переворота и падения Голицына, сделаны небольшие изменения в Колмацком договоре".
На самом деле, изменения, которые внедрили Московские статьи, были очень существенны. Не удивительно, что гетман получил в Москве согласие на свои статьи не сразу, а только после долгих дебатов с Е. Украинцевым и другими россиянами, которые после переворота репрезентовали Нарышкиных. Мазепа оптимально использовал ситуацию, которая сложилась, а также крах В. Голицына, сторонника уменьшения автономии Гетманщины и превращения гетмана в марионетку.
Прежде всего Московские статьи практически возобновили аренды, введённые И.Самойловичем и отменённые 22-й Коломацкой статьёй. Аренды обеспечивали экономическую независимость гетманской сокровищницы, а соответственно – настоящую автономию Гетманщины. Несмотря на начальный отказ русских включить этот пункт в статьи, Мазепа добился разрешения провести на Рождество совет для обсуждения вопроса аренды. Следовательно решение этого дела переходило в руки гетмана.
Кроме того, Мазепа добился очень важного для укрепления государственной власти в Гетманщине пункта – проведение осмотра и переписи всех казаков. По сути, это усиливало положение 3-2 Коломацкой статьи, в которой шла речь о 30-тысяном казацком реестре. Проблема переписи казаков была чрезвычайно актуальной ещё со времен Богдана Хмельницкого, когда появление большого количества "показаченных" привела к социальной нестабильности и способствовала начальной руине. Стремление Мазепы сделать социальную структуру общества стабильной свидетельствует о том, что до 1689 г. у него уже сформировалось чёткое представление о наиважнейших проблемах Гетманщины и про необходимые шаги во внутренней политике.
Московские статьи также позволяли Мазепе навести порядок в винокурении, что было одним из важнейших экономических факторов.
Гетман побеспокоился и о том, чтобы усилить собственную власть, сделав её верховной не только над старшиной, а и над русскими воеводами. Этому способствовала 10-я статья, которая запрещала делать в Украине любые предоставления не по воле гетмана.


Эней Сильвий Пикколомини. О Литве


Эней Сильвий Пикколомини (1405-1464), ставший в 1458 г. папой римским Пием II, был известен не только как поэт, но также и как исследователь культуры Возрождения, истории и географии европейских государств, истории церкви.


DE LITUANIA


О государстве Литва, о княжевшем в ней ловком и кровожадном воине Витовте, о стране, которую тяжело пересечь летом, об особенностях характера народа, множество обрядов которого основательно описал пустынник Иероним Пражский. (Aeneae Sylvii historia de Europa с XXVI. Edit. Basileae 1551. f. 417)

Литва и её просторы граничат с Польшей на востоке и там повсюду огромное количество болот и лесов. Витовт был братом тому Владиславу [Ягайло], который перестал почитать [языческих] богов и вместе с Польским королевством принял учение Христа.

Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии

1 марта 1549 г. в Вене было подписано посвящение императору Фердинанду труда, ставшего одним из первых историко-географических бестселлеров в Европе второй половины XVI в., — “Записок о Московии” Сигизмунда Герберштейна.
Герберштейн жил в Москве подолгу. Он пользовался расположением Василия III, был знаком с представителями самых разных социальных кругов — придворными, слугами великого князя, его приверженцами и противниками, как явными, так и тайными, с русскими и иностранными купцами, общался он и с простым людом страны.


Записки о Московии


Положение женщин


Положение женщин весьма плачевно. Московиты не верят в честь женщины, если она не живёт взаперти дома и не находится под такой охраной, что никуда не выходит. Они отказывают женщине в целомудрии, если она позволяет смотреть на себя посторонним или иностранцам. Заключённые дома, они только прядут и сучат нитки, не имея совершенно никакого голоса и участия в хозяйстве; все домашние работы считаются делом рабов. Всем, что убито руками женщины, будь то курица или другое какое животное, они гнушаются как нечистым. У тех же, кто победнее, жёны исполняют домашние работы и стряпают. Если они хотят зарезать курицу, а мужа или рабов случайно нет дома, то они становятся у дверей, держа курицу или другое животное и нож, и усердно просят прохожих мужчин, чтобы те зарезали животное.
Весьма редко допускают женщин в храмы, ещё реже — на беседы с друзьями, и только в том случае, если эти друзья — совершенные старики и свободны от всякого подозрения. Однако в определенные праздничные дни летом они разрешают жёнам и дочерям сходиться вместе для развлечения на широком лугу. Здесь, усаживаясь на некое колесо, наподобие колеса Фортуны, они едут то вверх, то вниз; или иначе — привязывают верёвку, так что она провисает, и, сидя на ней, они после толчка раскачиваются и движутся туда-сюда, или, наконец, они забавляются определёнными песнями, хлопая при этом в ладоши; плясок же они совершенно не устраивают.
Есть в Москве один немецкий кузнец, оружейных дел мастер из Халля в долине Инна, по имени Иордан, который женился на русской. Прожив некоторое время с мужем, она как-то раз ласково обратилась к нему со следующими словами: “Дражайший супруг, почему ты меня не любишь?” Муж ответил: “Да я сильно люблю тебя”. “Но у меня нет еще, — говорит жена, — знаков любви”. Муж стал расспрашивать, каких знаков ей надобно, на что жена отвечала: “Ты ни разу меня не ударил”. “Побои, — ответил муж, — разумеется, не казались мне знаками любви, но в этом отношении я не отстану”. Таким образом немного спустя он весьма крепко побил ее и признавался мне, что после этого жена ухаживала за ним с гораздо большей любовью. В этом занятии он упражнялся затем очень часто и в нашу бытность в Московии сломал ей, наконец, шею и ноги.
Все они называют себя холопами, т. е. рабами государя. Те, кто познатнее и побогаче, имеют рабов, чаще всего купленных или взятых в плен. Те же свободные, которых они содержат в услужении, не могут свободно уйти, когда им угодно. Если кто-нибудь уходит против воли господина, то его никто не принимает. Если господин обходится нехорошо с хорошим и умелым слугой, то он начинает пользоваться дурной славой у других и не может после этого достать других слуг.


Свобода и рабство


Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе. Ведь по большей части господа перед смертью отпускают иных своих рабов на волю, но эти последние тотчас отдают себя за деньги в рабство другим господам. Если отец, как это у них в обычае, продаст сына, а этот последний каким бы то ни было образом станет свободным или будет отпущен на волю, то отец по праву отцовской власти может продать его ещё и ещё раз. После четвёртой продажи он не имеет на сына уже никакого права.
Если у нас с московитами заходила речь о литовцах, они обыкновенно с усмешкой говорили: “Когда их король или великий князь приказывает кому-либо из них отправляться с посольством или в какое другое место, то получает в ответ, что-де жена больна или лошадь хрома. А у нас не так, — говорят они смеясь, — если хочешь, чтобы голова была цела, отправляйся по первому приказу”.
Карать смертной казнью рабов или других лиц может один только государь или тот, кому он это поручит.
Каждые два или три года государь переписывает детей боярских с целью узнать их число и сколько у каждого лошадей и слуг. Затем, как сказано выше, он определяет каждому способному служить жалованье. Те же, кто может по своему имущественному достатку, служат без жалованья. Отдых дается им редко, ибо государь ведёт войны то с литовцами, то с ливонцами, то со шведами, то с казанскими татарами, или даже если он не ведёт никакой войны, то всё же ежегодно по обычаю ставит караулы в местностях около Танаиса и Оки числом в двадцать тысяч для обуздания набегов и грабежей со стороны перекопских татар. Кроме того, государь имеет обыкновение вызывать некоторых по очереди из их областей, чтобы они исполняли при нём в Москве всевозможные обязанности. В военное же время они не отправляют поочерёдной службы, а обязаны все, как состоящие на жалованье, так и ожидающие милости государя, идти на войну.


Крестьяне и господа


Крестьяне шесть дней в неделю работают на своего господина, а седьмой день предоставляется им для собственного хозяйства. У них есть несколько собственных, назначенных им господами, полей и лугов, которыми они и живут; всё остальное принадлежит господам. Кроме того, положение их весьма плачевно ещё и потому, что их имущество предоставлено хищению знатных лиц и воинов, которые в знак презрения называют их “крестьянами” (Christiani) или “чёрными людишками” (nigri homunciones) (чёрные люди — это великокняжеские крестьяне, “христианами” первоначально называли только церковных или монастырских крестьян, с XIV в. так стали именовать всё сельское зависимое население — прим. ред.). Поэтому в каждом доме их по двое: один работает на себя, другой — на господина.
Как бы ни был беден боярин, то есть знатный человек, он всё же считает для себя позором и бесчестьем работать собственными руками. Но он не считал позором поднимать с земли и поедать корки и шелуху плодов, в особенности яблок, груш и дынь, чеснока и лука, брошенные нами или нашими слугами. Насколько они воздержанны в пище, настолько же неумеренно предаются пьянству повсюду, где только представится случай. Почти все они не скоро поддаются гневу и горды в бедности, тяжёлым спутником которой является рабство. Одежду они носят длинную, шапки белые, заострённые, из войлока, из которого, как мы знаем, изготовляют себе верхнюю одежду варвары, и когда они выходят из мастерской — жёсткие. Сени домов достаточно просторны и высоки, а двери жилищ низки, так что всякий входящий в своей высокой шапке должен согнуться и наклониться. Зато пороги высоки, поэтому приходится задирать ноги в узком длинном платье. Я было объяснил им, что этот обычай происходит оттого, чтобы они не отвыкали всё время кланяться и сидеть на лошади с поджатыми ногами. Но, как оказалось, это имеет целью всего лишь сохранить тепло в комнатах.
Поденщикам, которые живут трудом и нанимаются на работу, они платят в день по полторы деньги, то есть по пять с половиной венских пфеннигов, ремесленник получает две, но они не будут работать усердно, если их хорошенько не побить. Я слышал однажды, как слуги жаловались, что господа не побили их как следует. Они считают, что не нравятся своим господам и что те гневаются на них, если не бьют.



Сигизмунд Герберштейн. Московия / пер. А. И. Малеина и А. В. Назаренко / М., АСТ. Астрель, 2007, с. 170-173, 187-188
Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии / пер. А. В. Назаренко / М., МГУ, 1988, с. 112-113, 121

Долгоруков В. М. Путешествие в Крым

Материалы для истории Новороссийского края.
Поденная записка путешествия его сиятельства князя Василья Михайловича Долгорукова в Крымский полуостров, во время кампании 1773 года.

Месяц Июль.


Главнокомандующий армиею приняв намерение обозреть войска его предводительства, хранящие крымский полуостров, 10-го числа, поутру оставил армию при Днепре под командою господина генерал-порутчика и кавалера Зорича, и на легке туда отправился по почте с господином генерал-аншефом и кавалером Берхом, генерал-майорами Грушецким и князем Голицыным, артиллерии полковником Глебовым, находящимися при его сиятельстве волонтерами и своим штабом. Обыденный стол его сиятельство имел на Черной долине; а в вечеру прибыть изволил к Перекопской линии.
11-го. По вступлении в крымский полуостров, его сиятельство препровождаемый жолтым гусарским и донским полковника Грекова полком, отправленными наперед, из армии для конвоевания его сиятельства, изволил продолжать до полдня езду на собственных уже лошадях, по дороге к Кафе до первой почты 25 верст, а после еще сделан марш в 30 верст по обеденном столе. Ночлег был при второй, по Кафинской дороге, почте.

Новгородцы времён Куликовской битвы

На основе фресок церкви Успения Богородицы на Волотовом поле под Новгородом. 1363-1386 гг.


Новгородский конный сотник (в основу реконструкции положена фреска Храма Успения Богородицы на Волотовом поле под Новгородом, изображающая Феодора Стратилата). Сотник одет в стеганый доспех кирасного типа из крашеного льна с пристяжными кожаными фестончатыми оплечьями и юбкой. Доспех усилен расписным кожаным ожерельем с нагрудной полосой. Шлем – западноевропейский, близкий к ранним барбютам, с пристяжной бармицей. Сотник вооружён копьём, мечом и булавой.