Translate

Поиск по этому блогу

понедельник, 6 февраля 2017 г.

Русь. Внешний облик руси

1.6. Внешний облик руси 


Каждый раз меня поражает безграничная тупость норманистов, которые приписывают происхождение руси от норманнов-викингов-варягов-"гребцов". Дело в том, что норманны-викинги, в отличие от руси, не брили себе голову и бороды – для них это считалось бесчестьем! Длинные волосы были у скандинавов отличительным знаком свободного мужа, бритая голова – клеймом раба (Гедеонов, с. 365). А вот русь (руги, русины) наоборот брила, потому что это считалось уделом благородных воинов и знати.
Нам постоянно пытаются навязать мифологический образ "русичей", эдаких волосатых и бородатых дядек. Но на самом деле русь (русины) имела абсолютно иной облик. И этому есть подтверждения у средневековых арабских, персидских и византийских авторов, многие из которых либо видели всё своими глазами, либо описывали по рассказам очевидцев.
У арабского автора Ахмеда ибн-Фадлана, побывавшего с посольством багдадского халифа в Волжской Булгарии в начале Х в., есть описание русинских купцов, торговавших в это время на Волге:

"Сказал он: я видел русов, когда они пришли со своими товарами и расположились по реке Итиль, и я не видал более совершенных членами чем они, как будто они пальмовые деревья; они рыжи, не надевают ни курток, ни кафтанов, но у них мужчина надевает кису (простое одеяние, покрывало – Гаркави), которою он обвивает один из боков и одну руку выпускает из-под неё. Каждый из них имеет при себе неразлучно меч, нож и секиру; мечи же их суть широкие, волнообразные, клинки Франкской работы. Начиная от конца ногтя каждого из них и до шеи [видны] зелёные деревья, изображения и другие вещи (трудно сказать, о чём идёт речь – о татуировке или изображении на мечах – Авт)" (Гаркави, с. 94).


У другого арабского автора, Абуль-Касим Мухаммеда, известного под прозванием Ибн-Хаукаля, писавшего во второй пол. Х в., в его "Книге путей государств" читаем:

"Одежда их – малые куртки; одежда же Хазар и Булгар – целые куртки… Некоторые из Русов бреют бороду, некоторые же из них свивают её на подобие лошадиной гривы (заплетают в косички – Гаркави) и окрашивают её жёлтой (или чёрной) краской" (там же, с. 222).

Необходимо отметить, что, скорее всего, у Ибн-Хаукаля те, кто заплетал и окрашивал бороду, были наёмники-норманны, а не русины (русь, руги), носившие усы, но брившие бороды.
Арабский писатель Абу-Али Ахмед Ибн-Омар Ибн-Даст, писавший в 30-х годах Х в., в "Книге драгоценных сокровищ" так описывает внешний облик руси:

"Одеваются они опрятно; мужчины у них носят золотые браслеты. С рабами обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что занимают их при торговле…
Мечи у них сулеймановы… Они высокорослы, имеют хороший вид и смелость в нападениях… Шаравары они носят широкие: сто локтей материи идёт на каждые. Надевая такие шаравары, собирают они их в сборки у колена, к которым потом и привязывают" (там же, с. 269-270).

Описание внешнего облика руси можно найти не только в арабской, но и в персидской литературе. Так, например, в анонимном персоязычном трактате "Пределы мира от востока к западу", найденном в 1892 г. в Бухаре русским востоковедом Туманским А. Г., есть интересные сведения:

"Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязов (гяз – перс. мера длины, значение которой в разное время колебалось от 0,7 до 1 м – Авт.) холста, которые надевают и заворачивают выше колена. Они шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка" (Новосельцев, 2000, с. 304-305).

Есть описание руси и у византийских авторов. Например, Михаил Пселл в своей "Хронографии" описывает различие норманнов и руси:

"А дальше уже располагались союзные силы, прибывшие к мятежникам из других земель, италийцы (норманны в Южной Италии – Авт.) и тавроскифы (русь – Авт.), сам вид и образ которых внушал ужас. Глаза тех и других ярко сверкали. Если первые подкрашивают глаза и выщипывают ресницы, то вторые сохраняют их естественный цвет (т. е. не пользовались косметикой – Авт.). Если первые порывисты, быстры и неудержимы, то вторые бешены и свирепы. Первый натиск италийцев неотразим, но они быстро переполняются гневом; тавроскифы же не столь горячи, но не желают своей крови и не обращают никакого внимания на раны. Они заполняли круг щита и были вооружены длинными копьями и обоюдоострыми секирами; секиры они положили на плечи, а древки копий выставили в обе стороны и как бы образовали навес между рядами" (Мих. Пселл, с. 144-145).

Очень интересны сведения у другого византийского автора, Льва Диакона – современника походов на Византию Руси при Святославе. Вот как он описывает в девятой книге своей "Истории" внешний облик Святослава, который был характерен для руси (русинов) в те времена в целом:

"Сфендослав, приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на вёслах и грёб вместе с его приближёнными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны её свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерные, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена корбункулом, обрамлённым двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближённых только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал. Так закончилась война ромеев со скифами (греков с русинами – Авт.)" (Лев Диакон IX, 11).

Князь Святослав (по Солнцеву Ф. Г., 1869).

Облик Святослава, видимо, производил очень сильное впечатление на греков того времени, т. к. абсолютно противоречил их собственным нормам: они стригли волосы только в случае траура или по приговору суда; усы брили, но бороды отпускали; серьги среди мужчин носили только дети и моряки (Koukolès, р. 356-360; 386).



(Дополнение следует)




Источники и литература

Комментариев нет:

Отправить комментарий