Translate

Поиск по этому блогу

понедельник, 30 января 2017 г.

Эрколе Зани. Известие о путешествии в Московию

Интересное сообщение венгерского путешественника Эрколе Зани о Москве, посетившего Московию во 2-й пол. XVII в.

Relazione e viaggio della Moscovia


...Я удивился громадности города. Он превосходит любой из европейских и азиатских. Благодаря этому пешком ходить невозможно, а надо ездить — зимой на санях, летом в повозке. Для этого при начале каждой улицы стоять наготове извозчики с санями и повозками. В нём живет несчетное множество народа — иные насчитывают миллион, а иные, более сведущие, немногим больше 700 тысяч. Без сомнения, он втрое больше виденных мною Парижа и Лондона.
Он заключает в своей окружности семь холмов; церквей, и там и сям рассеянных, насчитывают свыше 2 тысяч.
Все они — каменные; главы и колокольни либо вызолочены, либо раскрашены, что издали представляет приятную картину. Два столетия тому назад один болонский архитектор, по имени Аристотель, нанят был за большое вознаграждение в 1475 г. царём Иваном Васильевичем строить церкви, укрепления и стену этого города. Иовий говорит, что в Москве он воздвиг большой каменный храм во имя Блаж. Девы. После женитьбы на деспине, порфироносной дочери Фомы Палеолога, родственнице императоров византийских, этот князь стал жить с большей утончённостью... Хотя большая часть строении там из дерева, однако снаружи они довольно красивы и вперемежку с хоромами бояр представляют чудесный вид. Улицы широки и прямы; много обширных площадей; вымощены они толстыми, круглыми сплошными брёвнами и укатываются санями, кои ездят по ним во множестве. При каждом жилище или боярских хоромах — дворы, службы, баня и сад. Главные ворота (т. е. Спасские) — велики и роскошны; близ них высится небольшая деревянная башня, где постоянно стоит часовой и на случай пожара, и для означения деревянной колотушкой по доске ночных часов, по захождении солнца. Самые лучшие и высокие здания не бывают больше, чем в два яруса, а у простого народа в один. Вот отчего этот город так и обширен. Серединою его текут — с юга р. Москва, давшая ему имя, а с севера — Неглинная; на той и другой — мельницы. Первая летом судоходна, зимой почти все время покрыта льдом. Р. Яуза течёт предместьями другой части города. Он [город Москва] лежит под 55° 6’ широты и 66° долготы. Он имеет 3 ряда каменных стен с великолепными воротами; они опоясывают его тройным кругом; делится на 4 части: первая называется “Красный город” (pietra rossa), по окружающей его красной стене; вторая — “Белый город” (pietra bianca), где арсенал и мастерские и где льют пушки и колокола; здесь живёт большая часть бояр, князей и других вельмож; третья — заключает разные рынки, из коих не меньше других домовый; четвёртая — зовётся “Стрелецкой слободой” (Stilitza slavoda); она назначена для жилья царской гвардии; но в ней живёт очень много и другого простого народа. В первой части есть замок, окружённый рвом и снабжённый хорошим гарнизоном; величиною он с большой город; там Царский дворец, а неподалёку жилище патриарха и другие дома главных сановников, также некоторые большие монастыри и больше 40 каменных церквей. В храме св. Михаила погребаются цари. В этой части живут наиболее богатые купцы, многие князья и главные бояре. Площадь перед замком очень обширна. Каждый день полна она народу; здесь производится торговля — вся она застроена лавками; все улицы выходят на площадь; они очень широки и прямы; на каждой стороне — лавки. Замечательно, что для каждой специальности назначен свой ряд: торговцы шёлком отделены от суконщиков и холщевников; всякое ремесло и производство имеет отдельное место. Один ряд, протянувшийся на добрую милю, занят живописцами, торгующими только образами; в других находятся рисовальщики цветов, плодов, видов; ремесленники, делающие только церковное облачение, имеют свой ряд; золотых дел мастера, работающее кубки, чаши и крышки отделены от других — серебреников и ювелиров; костоправы, отдельно от цирюльников, занимают другой ряд; сапожники и портные и шорники — тоже; так же и другие ремесленники.... Есть особый ряд, где торгуют только шерстью; там её столько накидано, что идёшь точно по матрасу, а другого производства или торговли в ней нет. Между предместьями — главное Кукуй; дома в нём деревянные, но красивы точно игрушки; оно предоставлено немцам. У лютеран там три кирки, у кальвинистов-голландцев и англичан — две, все без колоколов. Заведуют ими особые царские сановники. В ближайшей к нему слободе Басманной (Basmanik) живут перекрещенцы, принявшие московскую веру. Вне города, в кибитках, живут подданные татары, коим позволено иметь мечеть. В бытность мою в Москве, там проживал князь-христианин из Грузии, нашедший убежище при этом дворе. Жил он пышно и богато; от царя давалось ему обильное содержание. Был ещё персидский посол-резидент, прекрасный человек, с одетою по-персидски челядью; он жил богато и пышно, пользовался почетом, но к целованию руки царь его не допускал, называя магометан и других неверных собаками; взамен того они целуют его колена.


Бернгард Таннер. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. / пер. И. Ивакина // Императорское общество истории и древностей Российских, М., 1891, стр. 170-171.
Ercole Zani, Relazione e viaggio della Moscovia. Bologna, 1690, р. 27-34.

Грамота царя Бориса Годунова к императору Рудольфу II


Эта грамота была обнаружена профессором Брюссельского университета, доктором славянской филологии и истории Ж. Бланковым (Jean Blankoff) в Бельгийском королевском архиве (Archives royals de Belgique) в Брюсселе.


Грамота царя Бориса Годунова к императору Рудольфу II

январь, 1599 г.

Всемогущаго и во всех всяческая деиствующаго вездесыи, и вся исполняющего, и утешения благая всем человеком дарующаго, того силою и действом человеколюбия, и жизнидателя в Троице славимаго милостию и в[ла]стию, и хотением, и благоволением утвердившего избранным скифетр держати в православии во осмотрение и во обдержание великого Росийскаго царствия и многих новоприбылых государств и з божиею помочью соблюдати мирно и безмятежно навеки. Мы, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии, Владимерскии, Московскии, Новгородцкии, царь Казанскии, царь Астараханскии, государь Псковскии, и великий князь Смоленскии, Тверскии, Пермскии, Вяцкии, Болгарский и иных, государь и великий князь Новагорода Низовские земли. Черниговскии, Резанскии, Ростовский, Ярославскии, Белозерскии, Лифлянскии, Удорскии, Обдорскии, Кондински и всея Сибирские земли и Северныя страны повелитель, и государь Иверские земли грузинских царей, и Кабардинские земли черкаских и горских князей, и иных многих государств государь и облаадатель, — великому государю брату нашему дражайшему и любезнейшему Руделфу второму, божиею милостию избранному цесарю римскому, всегда прибавителю царства Неметцкому, Угорскому, Чешскому, Долматцкому, Кроатцкому, Шлявонскому и иных, королю и арцыкнязю Аустреискому, арцуку Бургунскому, Барабаннскому, Стырскому, Карскому, Краинскому, Люцемборскому, Витенборскому, Вышние и Нижние земли Шлезскому князю, Швабскому марграфу Римского царства, бурграфу Мерецкому, Вышние и Нижние земли Лаузнитцкому князю и графу Аузбурскому, Тиролскому, Фиртцкому, Кибурскому, Хосцкому, ланграбе Элситцкому, государю Вендеискому, Портонавскому и Соленитцкому и иных.
Присылали к нам, великому государю и великому князю Борису Федоровичю всеа Русии самодержцу и многих государств ко государю и облаадателю, вы, великий государь брат наш дражайший Руделф цесарь, з грамотою в гонцех дворового своего слугу Михаила Шеля. И наше царское величество гонцу вашему Михаилу велели у себя быти и наши царские очи видеть, и грамоту вашего цесарского величества, приняв любительно, выслушали есмя, и что к нашему царскому величеству писал еси в своей грамоте, как ваше цесарское величество услышали о преставленье брата своего, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии самодержца и многих государств государя и облаадателя, и вы о том сердечно поскорбели, ино так годитца всем великим государем хрестьянским о том скорбети, что за умножение грехов всего хрестьянства такова великого государя, праведнаго и храбраго, и славного, милостивого, над великими государи высочайшего, высокостольнейшего, и государствам многим заступника, и великим государем пособствоподателя и неисчетные хвалы достойного государя моего пресветлого царя праведная и безпорочная преблагая душа к богу отошла оставль земное царство, а поиде в вечное блаженство небеснаго царствия. А мы, остав такова великого пресветлого и милосердого великого государя царя, ноипаче всех ныне в сетованье и великой скорби пребываем. А после преставленья блаженые памяти великого государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии самодержца били челом нашему царскому величеству и молили нас богомольцы наши, Иев, патриарх Московский и всеа Русии, и с ним митрополиты и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь вселенской собор, то же цари и царевичи, и государьские дети розных государств, которые под нашею царскою высокою рукою нам служат, и бояре наши, и окольничие, и князи, и воеводы, и дворяне, и приказные люди, и дети боярские, и всякие служилые люди всех государств Росииского царствия, и весь народ хрестьянскии с великим прошением и со многими слезами нам били челом и милости просили у нас, чтоб мы, великий государь, царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец, на великих государствах на Владимирском и Московском, и Новгородцком и нацарствах Казанском и Астараханском, и на всех государствах Росийского царствия были государем царем и великим князем всеа Русии самодержцем. И всемогущего и вся содержащаго, и всесильного господа бога по святой его воле и недоведомому владычню промыслу, а по благословенью великие государыни сестры нашие благоверные и христолюбивые царицы и великие княгини иноки Александры Федоровны всеа Русии и по челобитью, и по прошению святейшего Иева, патриарха Московского и всеа Русии, и всего вселенского собора, и всех чинов всяких людей государства нашего, мы, великий государь царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец, на великих государствах на Владимерском и на Московском, и Новгородцком и на царствах Казанском и Астараханском и на всех государствах Российского царствия, и на новоприбылых государствах учинилися есмя великим государем царем и великим князем всеа Русии самодержцем и венчалися царским венцем и диадимою по древнему обычаю и скифетр Росиискаго царствия восприях.
А что к нашему царскому величеству писали есте в своей грамоте, как ваше цесарское величество услышали про наше государство, что произволением всемогущаго господа бога наше царское величество на великих государствах на Владимерском и Московском, и на всех государствах Росийского царствия учинились великим государем царем и великим князем всеа Русии самодержцем, и вы о том радуетеся. И как преже сего к нашему царскому величеству всегда имели естя особную надежу, а наше царское величество к вам и ко всему вашему цесарскому дому всею сердечною любовью и доброхотением объявляли, потому и ныне на наше царское величество надежу имеете и с однословными любительными грамотами к нашему царскому величеству дву дворовых слуг своих, Михаила Шеля да Лукаша Магнусова, послали и с ними в грамоте своей писали есте, что ваше цесарское величество того с раденьем хочешь, как преже сего при прежних великих государей блаженные памяти верное соединены, и любовь была, так же бы и ныне меж нас, великих государей, братцкая любовь навеки неподвижно была. И нашему царскому величеству от вас, цесарского величества, то в любовь учинилося, что вы, услыша про наше государство, порадовались и с поздравлением нашему царскому величеству прислали есте. И против того любовь свою к вам показати хотим вперед и с вашим цесарским величеством в братцкой любви и в крепкой дружбе, и в ссылке быти хотим потому ж, как преже сего блаженные памяти великому государю, царю и великому князю Федору Ивановичю всеа Русии самодержцу с вами, с Руделфом цесарем, была братцкая любовь и крепкая дружба. А как по божиему изволенью и по его святой воле мы, великий государь, царь и великий князь Борис Федорович всеа Русии самодержец, учинилися великим государем, царем и великим князем всеа Русии самодержцем на тех на великих преславных государствах и хотели есмя послати к вашему цесарскому величеству свое государство обестити посланника своего и писали есмя о том к Жигимонту, королю полскому, да и к панам радам о том писали же и не одинова, чтоб посланнику нашему через Литовскую и Польскую землю дорогу дали и пропустили б к вашему цесарскому величеству без задержанья. И Жигимонт король и паны рада через Литовскую и Польскую землю нашему посланнику дороги не дали и не пропустили, не хотя меж нас братцкие любви и дружбы видети, и наше царское величество вперед посланника нашего посылаем к вам. А что к нашему царскому величеству писали есте, что ваше цесарское величество хотите к нам, великому государю, слати послов своих великих и нашему б царскому величеству к вам велети отписати — которою дорогою вам в нынешнее время к нашему царскому величеству послов своих послати, и ваше б цесарское величество слал к нашему царскому величеству своих великих послов, а шли б ваши послы, только их пропустят, на Литву или к нашей отчине к Иванюгороду. А с сею нашею царскою любовною грамотою отпустили есмя к вам гонца вашего Михаила Шеля, а другой ваш гонец Лукаш нам бил челом, что ему до весны, до морского пути невместно ехати. Писано в государствия нашего дворе царствующаго града Москвы лета от создания миру 7107-го, генваря месяца.

На обороте: Великому государю, брату нашему, дражайшему и любезнейшему Руделфу второму, божиею милостию избранному цесарю Римскому, всегда прибавителю царства Неметцкому, Угорскому, Чешьскому, Долматцкому, Боатъцкому, Шлевонскому и иных королю и арцыкнязю Аустрейскому, арцуку Бургунскому, Барабанскому, Стырскому, Карнъскому, Краинскому, Люцемборскому, Вышние и Нижние земли Шлезъскому князю, Швабъскому маръграфу и Римъского царствия буръграфу Меретцкому, Вышние и Нижние земли Леузнитцкому князю, графу Аузбурскому, Тиролскому, Кибурскому, Фирскому, Хорскому, лантъграбе Аукитцкому, государю Венденскому, Портонавскому, Соленитцкому и иных.



Неизвестная грамота царя Бориса Годунова к императору Рудольфу II (1599 г.) // Советские архивы, № 5, 1980, стр. 41-44.

Паоло Кампани. Записки

В 1882 г. в Париже вышла книга "Московское посольство" (Missio Moscovitica), автором которой значился известный иезуит-дипломат XVI в. Антонио Поссевино.
Поссевино был отправлен в Москву в 1581 г. с официальным визитом, чтобы быть посредником при заключении перемирия между Иваном IV и Стефаном Баторием. Он принимал самое активное участие в заключении Ям-Запольского перемирия. Попутно он и его спутники (Кампани, Дреноцкий и Мориено) знакомились с историей, экономикой, административным устройством Московии. Свои заметки иезуиты в виде донесений отсылали в Рим.
В 1584 г. в "Ежегоднике" ордена, было напечатано "Московское посольство", состоящее из донесения Антонио Поссевино генералу ордена Клавдию Аквавиве от 28 апреля 1582 г. и записок его спутника Джованни Паоло Кампани.
Кампани приводит интересные данные о быте и обычаях московитов того времени.


Описание Московии 


Московия находится между Скифией и Сарматией, за истоками Дона, простирается на огромном расстоянии от Каспийского моря до Ледяного моря. На востоке граничит со Скифией Таврической, на западе – с Ливонией, на юге – с Сарматией, на севере – с Ледовитым океаном. Все пространство насчитывает не менее 1000 лье (лье – около 4,5 км – Годовикова Л. Н.).
Здешний народ называется москами, или московитами, и заселяет все пространство от крайних границ Европы и Азии до последнего северного предела, где только могут жить люди.

Вильям Руссель. Московская трагедия...

Вильям Руссель, был голландским торговым агентом в Москве в 1604-1606 гг.

Московская трагедия или рассказ о жизни и смерти Димитрия, который недавно у русских был государем 


Московия получила своё название от реки Москвы, давшей также имя и царскому городу, через который она протекает...

Россия, называемая также Роксоланией, заключает в себе огромные пространства и распадается на Чёрную и Белую Россию. Первая граничит с Польшей, последняя составляет часть Московии...

...Климат страны суров и неприветлив; земля не производит, правда, душистых и нежных плодов, требующих тепла, но даёт зато яровую и озимую пшеницу, просо, гречиху и овощи всякого рода, в особенности же мёд и воск.
Глава и столица всего государства есть город Москва, расположенный на берегу реки Москвы на протяжении около пяти миль и имеющий 4500 зданий, между которыми особенное внимание обращают на себя два царских замка и древнейший храм святой девы Марии (Успенский собор). Жители — христиане, но схизматики, ибо исповедуют греческую веру...
Все области страны управляются властью одного, которого жители называют царь, то есть король или император. Ему принадлежит во всех отношениях власть, не связанная никаким законом; неограниченная до того, что он почитается созданным наподобие Бога и ему подчиняются беспрекословно во всём. В его казну поступает, как говорят, ежегодно более 22 миллионов червонцев. Что же касается прочих подробностей относительно нравов и обычаев этого народа, а также учреждений и устройства всего, государства, то описание всего этого мы находим у многих авторов: прежде всего у Гваньини, Пауля Одерборна, Хитрея и Павла Иовия, которые передают, правда, удивительные вещи об этой стране и её обитателях...


Иностранцы о древней Москве (Москва XV-XVII веков). М., Столица, 1991, с. 168-169.

Письмо настоятеля церкви в Alba-Iulia Доминика

Речь идёт о захвате турками генуэзской крепости, Каффы (совр. Феодосии), в 1475

Письмо настоятеля церкви в Alba-Iulia* Доминика, протонотария папского, с донесением в 1475 году, что Каффа взята турками и воеводы Стефан Молдавский и Божорад Валашский принесли присягу на верность королю Венгерскому 


Вам желательно знать от меня вкратце высокороднейший посланник, каким образом город Каффа (совр. Феодосия — Авт.), принадлежавший до сих пор генуэзцам был взят турками. Исполняя ваше желание расскажу то, что я слышал от самого Стефана воеводы Молдавского в бытность у него в посольстве от его величества государя нашего короля Матвея и проч. Этот государь тронутый столь внезапным бедствием и величиною угрожающей опасности, которой следовало бояться по причине близости места, приказал тщательно расследовать это дело, как оно происходило, ибо, как говорят соотечественники, (Каффа), если плыть водою с попутным ветром, находится от Молдавии на расстоянии одних суток, если же ехать сушею, на расстоянии 4 или 5 дней. Причиной столь великого несчастия была ссора между двумя старшими князьями татарскими из коих один, желая царствовать и полагаясь на помощь своих подданных, изгнав другого из отечества, заставил его жить в изгнании в Каффе. Он же, видя, что с каждым днём у него уменьшается надежда поймать врага, прибегнул к уловке и послал посольство к турку, предлагая поделиться добычей, если он захочет подать помощь при взятии города, с условием однако ж, выраженным в особом договоре, что если удастся взять город, будет зависеть от татарина завладеть или городом или найденной в нём добычей, турок же должен довольствоваться тем, что ему уступит татарин.
Турок, пользуясь представившимся случаем, отправляет сейчас готовое войско на флот под предводительством и командой Паши-Востока. Татарин, думая, что ему придут в помощь, придвинул сейчас и сам свои войска к городу. Таким образом, несчастный город, окружённый с моря и с суши, частью чрез измену своих граждан, частью оружием, достался во власть турка, после взятия сперва самого города, а затем бывшей в нем крепости. Турок, по своему старому обычаю, завладев городом, нарушил договор и, считая всю добычу своей, лишил татарина права владеть взятым городом и взятой добычей. Люди взрослого возраста, которых средства и ум подавали повод к опасению, для того, чтобы не составили какого либо против него умысла, были отведены в Константинополь, а (в Каффе) оставлен только простой народ, над которым поставлен начальником с 10 тыс. пехоты для защиты города какой-то грек из Трапезунта. Татарин живший в изгнании был взят и казнён и его голова водружённая на пику с двумя знаменами богато вышитыми золотом, которыми пользовались (прежние) правители города, вместе с 500 девицами и столькими же мужчинами, которых в этой добыче признали выдающимися красотой и летами, послали в дар турку, и как сообщил преподобный отец Николай Tинский (Tinensis), получивший это известие от воеводы валашского, который тогда по приказанию нашего князя был в тех местах с подобным же посольством, из добычи этого города посланы были к турку тысяча одиннадцать кожаных мешков полных денег, не считая другой утвари, драгоценных камней и других драгоценных вещей, каждый же (мешок) у этого народа обыкновенно заключает 600 дукатов (quorum quilibet more illius gentis solitus est continere 600 ducatos). Довожу также до сведения вашего высокородия, уведомляя о положении дел в тех местах, что оба князя, как Стефан Молдавский, так равно и Божорад валашский (Transalpine), при посредничестве моём и преподобного отца Тинского вместе со всем краем (patria) принесли торжественно присягу верности на всегдашнее подданство его королевскому величеству и его священной короне и лично и совсем народом обеих стран (patria) вооружаются ныне для службы нашему государю против турка и мы верим не сомневаясь, что из обеих областей для настоящего похода предпринятого снова против турка, будет набрано 60 тыс. воинов в службу Его Величеству. Вот новости, которые сообщаем согласно с вашим желанием....


*Алба-Юлия — город, с XI в. входивший в состав Венгрии; позже, в 1541-1690 — столица Трансильвании. С 1918 г. — вместе со всей Трансильванией в составе Румынии.

Письмо настоятеля церкви в Alba-Iulia Доминика, протонотария папского, с донесением в 1475 году, что Каффа взята турками и воеводы Стефан Молдавский и Божорад Валашский принесли присягу на верность королю Венгерскому / пер. Юргевича В. // Записки Одесского общества истории и древностей, т. XVII, Одесса, 1894, ч. III, с. 1-2

Клеман. Путешествие из Вены в Белград

Описание Каффы (совр. Феодосии) австрийским купцом Клеманом, побывавшем в разных частях Восточной Европы в 1768-1770 гг.


Клеманово путешествие из Вены в Белград и Новую Килию, также в земли буджатских и ногайских татар и во весь Крым, с возвратом через Константинополь, Смирну и Триест в Австрию в 1768-1770 годах.


Жители в Каффе — по большей части турки и армяне, татар же и греков весьма мало, и купцам в этом городе труднее торговать, нежели во всей остальной Татарии. Нынешняя война привлекла туда много россиян, татар и казаков, также грузин и черкесов, которые меняют там свои товары. Черкесы привозят своих дочерей, которые, по правде сказать, наипрекраснейшие женщины в мире; также сыновей и хороших лошадей. Одна молодая черкешенка, имеющая рыжие волосы, стоит 10-14 кошельков, составляющих 7 тыс. пиастров.

История Руси. Источники и литература (к III ч.)

Часть III. Источники и литература


  • Алешковский М. Х. Повесть временных лет: Судьба литературного произведения в древней Руси. М., 1971
  • Алешковский М. X. Социальные основы формирования территории Новгорода IX-XV вв. // СА, № 3, 1974
  • Алешковский М. X., Красноречьев Л. Е. О датировке вала и рва новгородского острога (в связи с вопросом о формировании городской территории). // СА, № 4, 1970
  • Антонович Е. "Пруссы" в топонимике северной Польши и новгородской Руси. // Феодальная Россия во всемирно историческом процессе. М., 1972
  • Арциховский А. В. Раскопки в Новгороде. // КСИИМК, вып. XXXIII, 1950
  • Арциховский А. В. Археологическое изучение Новгорода. // МИА, № 55, 1956
  • Арциховский А. В. Берестяная грамота № 526. // Древняя Русь и славяне, М., 1978
  • Арциховский А. В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1953-1954 г.). М., 1958
  • Арциховский А. В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956-1957 г.). М., 1963
  • Бартольд В. В. Худуд ал-‘алам: Рукопись Туманского. Л., 1930
  • Бибиков М. В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. СПб, 1999
  • Бранденбург Я. Е. Старая Ладога. СПб., 1896
  • Бугославский С. А. Повесть временных лет. М., 2006
  • Васильев Ю. С. Об историко-географическом понятии "Заволочье". // Проблемы истории феодальной России. Л., 1971
  • Владимирский летописец // ПСРЛ, т. ХХХ, М., 1965
  • Вологодско-Пермская летопись // ПСРЛ, т. XXVI, М., 2006
  • Воскресенская летопись // ПСРЛ, т. VII, СПб., 1856
  • Воронин Н. Н. Древнерусские города. М.; Л., 1945
  • Воронин Н. Н. Поселение. // История культуры Древней Руси. т. I, М.; Л., 1951
  • Воскресенская летопись // ПСРЛ, т. VII, М., 2001
  • Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII в. до конца Х в. по Р. Х.). СПб, 1870
  • Гедеонов С. А. Варяги и Русь. СПб., 1876
  • Горюнова В. М. Начальная история древних Лук (X - нач. XI вв). // Материалы по археологии Новгородской земли. М., 1991
  • Густынская летопись. // ПСРЛ, т. XL, СПб., 2003
  • Даркевич В. П. Международные связи. // Древняя Русь. Город, замок, село. Археология СССР, М., 1985, с. 387-411
  • Джаксон Т. Н. Альдейгья. Археология и топонимика // Памятники средневековой культуры: Открытия и версии. СПб., 1994
  • Древняя Русь в свете зарубежных источников / под ред. Мельниковой Е. А. / М., 2003
  • Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия, т. III, М., 2009
  • Древняя Русь в свете зарубежных источников. / Сост. Назаренко А. В. / Хрестоматия, т. IV, М., 2010
  • Елисеев Ю. С. Древнейший письменный памятник одного из прибалтийско-финских языков. // Изв. АН СССР, отд. лит. и яз., XVIII, 1, Л., 1959
  • Засурцев П. И. Усадьбы и постройки древнего Новгорода. // Материалы и исследования по археологии СССР, № 123. М., 1963
  • Иордан. О происхождении и деянии гетов. СПб., 1997
  • Ипатьевская летопись. // ПСРЛ, т. II, Л., 1926
  • История СССР с древнейших времен до наших дней, т. 1, М., 1966
  • Каргер М. К. Новгород Великий. М., 1946
  • Каргер М. К. Основные итоги археологического изучения Новгорода. // СА, т. IX, М., 1947
  • Каргер М. К. Новгород. 4-е изд., Л., 1980
  • Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956
  • Колчин Б. А. Дендрохронология Новгорода. // Материалы и исследования по археологии СССР, т. 117. М., 1963
  • Коновалова И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. М., 2006
  • Корнелий Тацит. Анналы. Малые произведения / пер. Бобовича А. С. / соч. в 2-х томах. Т. 1. Л., 1969
  • Куза А. В. Новгородская земля. // Древнерусские княжества Х-ХIII вв. М, 1975
  • Куза А. В. Важнейшие города Руси. // Древняя Русь. Город, замок, село. Археология СССР, М., 1985, с. 66-93
  • Кузьмин А. Г. Сведения иностранных источников о Руси и Ругах. / Откуда есть пошла Русская земля. Т. 2. М., 1986
  • Кузьмин С. Л. Ладога в эпоху раннего средневековья (сер. VIII - нач. XII в.) // Исследования археологических памятников эпохи средневековья, СПб., 2008
  • Кушнир И. И. Новый город. Где же старый? // У древних стен, у Ильмень-озера. М., 1980
  • Лаврентьевская летопись. // ПСРЛ, т. I, в. 1, Л., 1926; в. 2, 1927; в. 3, 1928
  • Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Т. II, в. 2, СПб., 1904
  • Лев Диакон. История / пер. Копыленко М. М. / М., 1988
  • Летописный свод 1497 г. // ПСРЛ, т. XXVIII, М.-Л., 1963
  • Летопись Авраамки: Летописный сборник, именуемый летописью Авраамки // ПСРЛ, т. XVI, СПб., 1889
  • Летопись русских царей по Никифоровскому списку. // ПСРЛ, т. XLI, М., 1995
  • Лiтопис руський. Київ, 1990
  • Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971
  • Мачинский Д. А. Миграция славян в I тысячелетии н. э. (по письменным источникам с привлечением данных археологии). // Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981
  • Медведев А. Ф. Из истории Старой Руссы. // СА, № 3, 1967
  • Михаил Пселл. Хронография / пер. пер. Любарского Я. Н. / М., 1978
  • Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях: междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII веков. М., 2001
  • Насонов А. Н. Псковские летописи. В. 1, М.; Л., 1941
  • Насонов А. Н. Псковские летописи. В. 2, М., 1955
  • Немецкие анналы и хроники X-XI столетий. М., 2012
  • Никоновская летопись: Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. // ПСРЛ, т. IX, СПб., 1862
  • Новгородская 1-я летопись старшего и младшего изводов / под ред. Насонова А. Н. / М.-Л., 1950
  • Новгородская 4-я летопись. // ПСРЛ, т. IV, в. 1, Пг., 1915
  • Новгородская летопись по списку П. П. Дубровского. // ПСРЛ, т. XLIII, М., 2004
  • Новгородские летописи (I—III). ПСРЛ, т. III, СПб., 1841
  • Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965
  • Новосельцев А. П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. М., 2000
  • Носов Е. Н. Новгород и новгородская округа IX—X вв. в свете новейших археологических данных (к вопросу о возникновении Новгорода) // Новгородский исторический сборник, в. 2 (12), 1984 г., с. 3-38
  • Носов Е. Н. Новгородское (Рюриково) городище. Л., 1990
  • Носов Е. Н. Современные археологические данные по варяжской проблеме на фоне традиций русской историографии // Раннесредневековые древности Северной Руси и её соседей. СПб., 1999
  • О писменах черноризца Храбра. // Калайдовичъ К. Iоаннъ Ексархъ Болгарскiй. М., 1824, с. 189-192
  • Оболенский К. М. Летописец Переяславля-Суздальского. М., 1851
  • Орлов С. Н. Старая Ладога, Л., 1949
  • Орлов С. Н. Старая Ладога. Л., 1960
  • Погодин М. П. Псковская летопись. М., 1837
  • Погодин М. П. Исследования, замечания и лекции о русской истории. Т. IV, М., 1850
  • Попов А. И. Названия народов СССР. Л., 1973
  • Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М., 1996
  • Псковские летописи // ПСРЛ, т. V, в. 1, М., 2003
  • Псковские летописи // ПСРЛ, т. V, в. 2, М., 2000
  • Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу / пер. и коммент. Ковалевского А. П. / М.-Л., 1939
  • Равдоникас В. И. Старая Ладога. // СА, т. XI, 1949
  • Радзивиловская летопись. // ПСРЛ, т. XXXVIII, Л., 1989
  • Расила В. История Финляндии / пер. и ред. Суни Л. В. / Петрозаводск, 2006
  • Рогожский летописец // ПСРЛ, т. XV, в. 1, ПГ., 1922
  • Русский хронограф // ПСРЛ, т. XII, ч. 1, СПб., 1911
  • Рыбаков Б. А. Город Кия. // ВИ, № 5, 1980
  • Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982
  • Седов В. В. Этнический состав населения северо-западных земель Великого Новгорода (IX—XIV вв.). // СА, т. XVIII, 1953
  • Седов В. В. Новгородские сопки. // САИ, Е1-8, М., 1970
  • Седов В. В. Длинные курганы кривичей. // САИ, Е1-8, М., 1974
  • Седов В. В. Этнический состав населения Новгородской земли. // Финно-угры и славяне, Л., 1979
  • Седов В. В. Водь. // Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Археология СССР, М., 1987, с. 34-42; он же. Корела, с. 44-52
  • Седов В. В. О происхождении топонима Псков // Древности Пскова: Археология, история, архитектура. Псков, 1999
  • Седова М. В. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X—XV вв.). М., 1981
  • Симеоновская летопись // ПСРЛ, т. XVIII, СПб., 1913
  • Спицын А. А. Записки РАО, т. XIII. СПб., 1913
  • Строков А. А. Дохристианский могильник (по данным археологических раскопок на Ярославовом дворе). // Новгородский исторический сборник, в. 6. Новгород, 1939
  • Тверская летопись // ПСРЛ, т. XV, СПб., 1863
  • Типографская летопись. // ПСРЛ, т. XXIV, Пг., 1921
  • Тихомиров М. Н. Древнерусские города. М., 1956
  • Херрманн И. Ruzzi. Forsderen liudi. Fresiti. к вопросу об исторических и этнографических основах "Баварского географа" (первая половина IX в.) // Древности славян и Руси. М., 1988, с. 161-169
  • Черноризец Храбр. О письменах. // Дерягин В. Я. Сказания о начале славянской письменности, М., 1981
  • Черноризец Храбр. О письменах. // Флоря Б. Н. Сказания о начале славянской письменности. СПб., 2000, с. 197-201
  • Эпитафия Мартина Бракарского (ПсевдоАвита) // Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1. (I—VI вв.), М., 1994
  • Языков Д., О финских жителях С.-Петербургской губернии. // Русский исторический сборник, IV, М., 1840
  • Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962
  • Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород. М., 1977
  • Янин В. Л. Вислые актовые печти // Древняя Русь. Город, замок, село. Археология СССР, М., 1985, с. 376-386
  • Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2008
  • Янин В. Л., Алешковский М. Х. Происхождение Новгорода (к постановке проблемы). // История СССР, № 2, М.-Л., 1971, с. 32-61
  • Янин В. Л., Колчин Б. А. Итоги и перспективы новгородской археологии. // Археологическое изучение Новгорода. М., 1978
  • Antoniewicz J. The problem of the «Prussian Street» in Novgorod the Great. // Acta Baltica-Slavica. Bialystok, 1965, t. II
  • Helimski E. Ladoga and Perm revisited. // Studia Etymologica Cracoviensia, №13, Hamburg, 2008
  • Koukolès P. Vie et civilisation byzantines. Athenes, 1951, vol. 4
  • Lowmianski H. Sloweni nadilmenscy i poczatki Nowogrodu. // Zapiski Historyczne, t. XXXI, z. 2, Torun, 1966

История Руси. Источники и литература (к II ч.)

Часть II. Источники и литература

  • Абу Мухаммад ибн А'сам ал-Куфи. Книга завоеваний. Баку, 1981
  • Агафий Миринийский. О царствовании Юстиниана. М., 1996
  • Ал-Истахри. Книга путей и государств. // Волин С. Материалы по истории туркмен и Туркмении. т. I, М., Институт востоковедения, 1939
  • Алексеев В. П. Предки тюркских народов. // Наука и жизнь, № 5, 1971
  • Аммиан Марцелин. История. // Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Т. II, в. 2, СПб., 1904, с. 337, 342
  • Артамонов М. И. История хазар. Л., 1962
  • Артамонов М. И. История хазар. М., 2001
  • Баран В. А. Черняхiвська культура (за матерiалами Верхнього Днiстра та Захiдного Бугу). Киев, 1981
  • Баскаков Н. А. К вопросу о классификации тюркских языков. Известия АН СССР. Отд. лит=ры и языка, т. XI, в. 2, М., 1952
  • Баскаков Н. А. Алтайская семья языков и её изучение. М., 1981
  • Березовец Д. Т. Поселения уличей на р. Тясмине. // МИА, № 102, 1963
  • Берштан А. Н. Очерк истории гуннов. Л., 1951
  • Бор М., Томажич И. Венеты и этруски. У истоков европейской цивили-зации. СПб., 2008
  • Вакуленко Л. В., Приходнюк О. М. Этнокультурные процессы в Карпатском бассейне и Подунавье в период раннего средневековья (V-VII вв.). // Славяне и Русь (в зарубежной историографии). Киев, 1990
  • Вернадский В. В. Древняя Русь (пер. с англ.). Тверь, ЛЕАН, 1996
  • Вологодско-Пермская летопись. // ПСРЛ, т. XXVI, Л., 1959
  • Гмыря Л. Наследники гуннов в степях Юго-Восточной Европы. // История татар, т. I, Казань, 2002
  • Голб П. Достижения и перспективы хазарских исследований. // Хазары, т. XVI (Евреи и хазары), Москва - Иерусалим, 2005
  • Голден П. Достижения и перспективы хазарских исследований. // Хазары, т. XVI (Евреи и хазары), Москва - Иерусалим, 2005
  • Грушевский М. Иллюстрированная история Украины. СПб., 1913
  • Гумилёв Л. Н. Хунну. Степная трилогия. СПб., 1993
  • Ерёменко В. Е. Процесс латенизации археологических общностейпозднего предримского времени Восточной Европы и сложение зарубинецкой культуры. Л., 1990
  • Иегуда ГалевиКударе. М. - Иерусалим, 1990
  • Ипатьевская летопись. // ПСРЛ, т. II, Л., 1926
  • История агван Моисея Каганкатваци, писателя Х в. СПб., 1861
  • Кляшторский С. Протоболгары в европейских степях. // История татар, т. I, Казань, 2002
  • Книга Ахмеда Ибн-Фадлана и его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956
  • Комар А. В. Ранние хазары в Северном Причерноморье (постановка проблемы). // Восточноевропейский археологический журнал, № 3 (4), Киев, 2000
  • Комар О. В. Населення степiв Причорномор'я VI - поч. VIII ст. Автореферат, Київ, 2002
  • Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991
  • Куник А. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч. I. // Записки имп. АН, т. 32, прил. № 2, СПб., 1879
  • Кухаренко Ю. В. К вопросу о происхождении зарубинецкой культуры // СА, № 1, М., 1960
  • Лаврентьевская летопись. // ПСРЛ, т. I, Л., 1926
  • Лалаков М. Владетели на България. Ханове, царе, държавници. София, КИБЕА, 2003
  • Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Т. I. Греческие писатели, СПб., 1890-1900 (в 3-х вып.)
  • Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели, в. 1, СПб., 1904; в. 2, СПб., 1906
  • Литаврин Г. Г. Известия Менандра Проктиктора об отношениях аваров и славян. // Византия. Средиземноморье. Славянский мир. М., 1991
  • Лукина С. Г. Аварский каганат в системе социополитических и этнокультурных процессов эпохи раннего средневековья. Автореферат. Ижевск, 2006
  • Магомедов Б. В. Черняховская культура Северо-Западного Причерноморья. Киев, 1987
  • Магомедов Б. В. Тринефнi споруди у черняхiвському домобудуваннi. // Археологiя, в. 4, 1989
  • Магомедов Б. В. К вопросу о влиянии культур Центральной Европы на черняховский керамический комплекс. // Kultura przeworska, t. III, Lublin, 1997
  • Магомедов Б. В. Вельбарские традиции в черняховской гончарной керамике. // 20 lat archeologii w Maslomęczu, t. II, Lublin, 1998
  • Магомедов Б. В. Сармати у складi черняхiвської культури. // Етнокультурнi процеси в Пiвденно-Схiднiй Європi в I тис. н. е. Київ - Львiв, 1999
  • Максимов Е. В. Зарубинецкая культура на территории УССР. Киев, 1982
  • Максимов Е. В. Миграции в жизни древних славян // Славяне и Русь (в зарубежной историографии). Киев, Наукова думка, 1990
  • Моисей Хоренский. История Армении. М., 1858
  • Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990
  • Обломский А. М. Этнические процессы на водоразделе Днепра и Дона в I-V вв. н. э., Москва - Сумы, 1991
  • Обломский А. М. Днепровское лесостепное левобережье в позднеримское и гуннское время. // Раннеславянский мир, в. 5, М., Наука, 2002
  • Ответное письмо хазарского царя Иосифа. // Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., АН СССР, 1932
  • Петров В. П. Стецовка, поселение третьей четверти Iтыс. н. э. (по материалам раскопок 1956-58 гг. в Потясминье). // МИА, № 102, 1963
  • Плетнёва С. А. Хазары. М., 1976
  • Плетнёва С. А. Салтово-Маяцкая культура. // Степи Евразии в эпоху средневековья. Археология СССР, М., Наука, 1981
  • Плетнёва С. А. Симпозиум "Сокровище хана Кубрата. Культура болгар, хазар, славян". (София, сентябрь 1989 г.). // СА, № 4, 1990
  • Плетнёва С. А. Древние болгары в восточноевропейских степях. // Татрская археология, № 1, 1997
  • Плиний Ст. Ест. ист. – Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Т. II. Латинские писатели, в. 1, СПб., 1904, с. 171-172
  • Приск Панийский. Сказания. // Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта; Приск Панийский. Сказания Приска Панийского. Рязань, "Александрия", 2005
  • Приходнюк О. М. Археологические данные о связях славян и степного кочевого населения в VII-VIII вв. // МАИЭТ, в. V, Симферополь, 1996
  • Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Историко-диалектологический очерк. Л., 1972
  • Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М., 1996
  • Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. СПб., 2001
  • Птолемей. Географ. рук. – Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. Т. I. Греческие писатели, СПб., 1890-1900 (в 3-х вып.)
  • Рашев В. Великая Булгария. // История татар, т. II, Казань, 2006
  • Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. В. XXXVIII, 1908
  • Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995
  • Седов В. В. Этногенез ранних славян. // Вестник РАН, т. 73, № 7, 2003
  • Сиротенко Т. В. Письменные свидетельства о булгарах IV-VII вв. в свете современных им исторических событий. // Славяно-балканские исследования. М., 1972
  • Спицын А. А. Курганы скифов-пахарей. АК. Известия, 65, 1918
  • Супрун А. Е. Древние славяне и их прародина. // Введение в славянскую филологию. Минскк, 1989
  • Терпиловский Р. В. Ранние славяне Подесенья III-IV вв. Киев, 1984
  • Третьяков П. Н. По следам древних славянских племён. Л., Наука, 1982
  • Трубачёв О. Д. Названия рек Правобережной Украины. М., 1968
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. / пер. и доп. Трубачева О. Н. / т. I, М., 2004; т. II – IV, М., 2007
  • Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта; Приск Панийский. Сказания Приска Панийского. Рязань, "Александрия", 2005
  • Феофилакт Симокатта. История. М., 1957
  • Эрдель М. Хазарский язык. // Хазары, т. XVI (Евреи и хазары), Москва - Иерусалим, 2005
  • Borkovsky I. Staroslovanska keramika ve Stredni Evropě. Studie k počatkům slovanské kultury. Praha, 1940
  • Dimitrov D. Proto-Bulgarians in North and West Black Sea Region. Varna, 1987
  • Fothi E. Anthropological conclusions of the study of Roman and Migration periods. // Acta Bioi Szeged. Szeged, 2000
  • Fredegar. Chron. – The fourth book of the Chronicle of Fredegar. Greenwood Press, 1981
  • Maur. – Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003, с. 86 – 87
  • Moczynski K. Pierwotny zasiag jezyka praslowianskiego. Wroclaw; Krakow, 1947
  • Procop. – Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003, с. 82

История Руси. Источники и литература (к I ч.)

Часть I. Источники и литература

  • Аль-Истахри. Книга климатов. // ДГВЕ, с. 316
  • Арциховский А. В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте (из раскопок 1956-1954 г.). М., 1958
  • Бакри. Книга путей и царств. // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия. III т. Восточные источники / пер. Калининой Т. М. / М., 2009, с. 124 - 126
  • Берков В. П. Введение в германистику. 2-е изд., М., 2008
  • Бугославский С. А. Повесть временных лет. М., 2006
  • Васильевский В. Г. Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков. // Труды, т. I, СПб., 1908
  • Васильевский В. Г. Труды, т. II, СПб.; . III, Пг., 1915
  • ВВ – Византийский временник
  • Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII в. до кон. Х в. по Р. Х.). СПб., 1870
  • Георгиев В. И., Дуриданов И., Рачева М. (ред.) Български етимологичен речник. Т. II, София, 1979
  • Густынская летопись. // ПСРЛ, т. XL, СПб., 2003
  • ДГВЕ – Древние государства Восточной Европы. М, 2000
  • ДПСП – Древнерусские поселения Среднего Поднепровья. Киев, 1984
  • Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003
  • Древняя Русь в свете зарубежных источников. / Сост. Калинина Т. М., Коновалова И. Г., Петрухин В. Я. / Хрестоматия, т. III, М., 2009
  • Древняя Русь в свете зарубежных источников. / Сост. Назаренко А. В. / Хрестоматия, т. IV, М., 2010
  • Известие арабского писателя Ахмед-эль-Катеба о взятии Руссами города Севильи в 844 г., служащее новым доказательством в пользу скандинавского происхождения Руссов. СПб., 1838
  • Ипатьевская летопись. // ПСРЛ, т. II, Л., 1926
  • Кекавмен. Советы и рассказы. СПб., 2003
  • Коновалова И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы. М., 2006
  • Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1991
  • Лаврентьевская летопись. Суздаль, 1377
  • Лаврентьевская летопись. // ПСРЛ, т. I, в. 1, Л., 1926; в. 2, 1927; в. 3, 1928
  • Летопись русских царей по Никифоровскому списку. // ПСРЛ, т. XLI, М., 1995
  • Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X-XVI вв. : Династическая история сквозь призму антропонимики / РАН, Ин-т славяноведения, Научный центр славяно-германских исследований. М., 2006
  • Лиутпранд Кремонский. Антаподосис. Книга об Оттоне. Отчёт о посольстве в Константинополь / пер. Дьяконова И. В. / М., 2012
  • Лихачёв Д. С., Повесть временных лет. М., 2007
  • Мейе А. Общеславянский язык. М., 1951
  • Московский свод по Эрмитажному списку. // ПСРЛ, т. XXV, с. 340
  • Насонов А. Н. Псковские летописи. В. 2, М., 1955
  • Никифор Блеммид. Сокращенная география. // Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. I, ч. 1, СПб., 1900
  • Никоновская летопись: Летописный сборник, именуемый патриаршей или Никоновской летописью. // ПСРЛ, т. IX, СПб., 1862
  • Николаев В. Свидетельство хроники Псевдо-Симеона о Руси-дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г. // ВВ, т. 42, 1981
  • Новгородская 1-я летопись младшего извода. // ПСРЛ, т. III, М., 2000
  • Новгородская 1-я летопись младшего и старшего извода. М.-Л., 1950
  • Новгородская 4-я летопись. // ПСРЛ, т. IV, ч. 1, М., 2000
  • Новгородская 4-я летопись. // ПСРЛ, т. IV, в. 1, Пг., 1915
  • Оболенский К. М. Летописец Переяславля-Суздальского. М., 1851
  • Приселков М. Д. Троицкая летопись. СПб., 2002
  • Продолжатель Феофана. Жизнеописание византийских царей. / подг. и пер. Любарского Я. Н. / СПб., 2009
  • Псковская 2-я летопись. // ПСРЛ, т. V, в. 2, М., 2002
  • Псковская 3-я летопись. // ПСРЛ, т. V, в. 2, М., 2002
  • ПСРЛ – Полное собрание русских летописей.
  • ПСРЛ, т. XVIII. Симеоновская летопись. СПб., 1913
  • ПСРЛ, т. XXV. Московский летописный свод конца XV в. М.-Л., 1949
  • Радзивиловская летопись. // ПСРЛ, т. XXXVIII, Л., 1989
  • Радзивиловская летопись. Т. I – II, М., 1994
  • Русский хронограф. // ПСРЛ, т. XXII, М., 2005
  • Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия в IX–XVI вв. М., 1978
  • Сага о людях из Лаксдаля. // Исландские саги. М., 1956
  • Соловьева Л.Н. Древние германцы и их языки // Введение в германскую филологию. М., 1980, с. 7-27
  • Тимофеев В. П. А всё-таки "Людота ковалъ"! // Сборник русского ист. общества. № 1 (149), М., 1999
  • Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979
  • Томсен В. Начало русского государства. М., 1891
  • Топорова Т. В. Язык в зеркале культуры: древнегерманские двучленные имена собственные. М., 199
  • Филин Ф. П. Образование языка восточных славян. М.-Л., 1962
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. / Пер. и доп. Трубачёва О. Н. / т. I, М., 2004; т. II – IV, М., 2007
  • Этимологический словарь славянский языков. Праславянский лексический фонд / под ред. Трубачёва О. Н. / в. 9, М.
  • Annales Bertiani – S. Prudentii annales sive Annalium Bertianorum pars secunda. Ab anno 835 usque ad 861 PL. T. CXI, p. 1852, col. 1375 – 1420 // http: vostlit.info/texts/rus14/Annales_Bertiani/text2.phtml.
  • Al-Bakri – Kitab al-Masalik wa-l-Mamalik d’Abu ‛Ubaid al-Bakri / Edition critique avec introduction et indices A. P. Van Leeuween et A. Ferre. Vol. I-II, Tunis, 1992
  • Benoit de Saint-Maure. Chronique des dues de Normandie. // Матузова В. И. Английские средневековые источники IX – XIII вв. М., 1979
  • Chronicon Salernitanum. // Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 2003, с. 290
  • DAI – Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio / Greek text. ed. by Gy. Moravcsik. Engl. transl. by R. J. H. Jenkins. Washington, 1967, th. II, p. 43-44
  • Ekblom R. Die Namen der siebenten Dneprstromschnelle // Språkvetenskapliga sällskapets förhandlingar, 1945-1951. Uppsala, 1952. B. 9. S. 149-175
  • Förstemann E. Altdeutsche Namenbuch. Nordhausen, 1856
  • Geir T. Zoëga A concise dictionary of Old Icelandic. Oxford : Clarendon Press, 1910
  • Liutprands von Cremona Werke. // Quellen zur Geschichte der sächsischen Keiserzeit. (AQDGM. Bd. 8), Darmstadt, 1977
  • Mikkola I. I. Urslavische Grammatik. Th. I, Heidelberg, 1913
  • Ps.-Symeon – Symeonis Magistri annales // Theorhanes Continuatus. Ioannes Cameniata. Symeon Magister. Georgius Monachus / Rec. I. Bekkerus / Bonnae, 1838
  • Sahlgren I. Valda ortnannstudier. Lund, 1964

Михаил Шиле. Известие о кончине царя

Мартын, или Михаил Шиле был послом Римского императора (императора "Священной Римской империи"), отправлен в 1598 г. с поздравлением к Борису Годунову, только что вступившему на царский престол после кончины последнего московского царя из рода Рюриковичей, Фёдора Ивановича.
Сочинение Шиле описывает события Московского государства во времена начала правления Бориса Годунова.

Известие о кончине Великого князя и царя Московского Феодора Ивановича (Feder Ivanowitz) 


Покойный Великий Князь и Царь Московский, наикротчайшей и блаженнейшей о Христе памяти, Феодор Иванович, скончался и позван был всемогущим Богом из этой юдоли плача в ночи 15 Генваря, 98 года, а по Греческому счислению, употребительному у них по всей Русской (Reussischen) земле и в Москве, в 7006 году oт coтворения мира. Находясь ещё в смертельной болезни, Его Державность вспомнил, что он оставляет пo себе Царство и скипетр без наследственного Государя и поколения, а потому передал и приказал правление всею страною своей любезной супруге, Ирине (Gerina), и Духовному Патриарху, заведующему вероисповеданием. 18 Генваря тело (todter Leichnam) Великого Князя наикротчайшей памяти предано было земле в Кремле (Schloss), в церкви Святого Архангела Михаила, где похоронены частью и другие давно умершие Великие Князья Московские. Тотчас же по всей земле все пределы (Grаnizen) были заняты и охраняемы войском, чтобы никому не было ни входа, ни выхода. Княжества, власти и города повсеместно присягнули и по своему обычаю целовали крест Великой Княгине Ирине, а это имеет такое же значение, как если бы поднять три пальца вверх и произнести клятвенное oобещание.
Но Великая Княгиня, по совершении вышесказанного дела (т. е., похорон), оказалась в решительном горе о покойном своём Государе: совсем отреклась от высокой мирской почести и всякого величия, поручила приказанное ей пpaвление Царством Князьям и Боярам, добровольно рассталась и простилась со своим обычным Княжеским жилищем и покоями и поступила в монашество в девичий монастырь (Teutsche monstra), находящийся в полумиле расстояния от Кремля, однако ж в стенах города. Toлько что проведав о воле у намерении Великой Княгини, ещё до отправления её в монастырь, весь Московский народ пошёл в Кремль: с великим сетованием, плачем и рыданием он сказал Княгине: “Ах, Милостивейшая Княгиня! Ты покидаешь нас и расстаёшься с нами: кто же будет нашею защитою и помощью? Ты наша отрада, надежда и прибежище; тебе приказал и вверил правление бывший наш Великий Князь, покойный Государь”. — “У вас есть Князья и Бояре, отвечала им Великая Княгиня; пусть они и начальствуют и правят вами”.

Генрих Седерберг. Заметки о религии и нравах русского народа (окончание)

Заметки о религии и нравах русского народа

(Окончание) 


Глава VIII 

О Святой Троице 


Русские твердо верят в то, что Бог, ради Иисуса Христа, хочет сделать наши души блаженными; но что Бог, со времен Адама до Рождества Христова, так предавался пылу своего гнева, что и праведные, вследствие наказания Адама, были удержаны под властью злого духа до воскресения Христа. Они также думают, что Христос вместе и Бог и человек, посредник и единственная вина нашего блаженства, не будучи разлучен с Отцом, который его прислал, и существует во плоти, и что он добровольно страдал и умер, а потом собственною силою воскрес и вознесся на небо, но после своего вознесения послал проповедовать своих Святых Апостолов и Учеников Евангелие, между которыми он также, как и между верующими, пребудет до скончания света, когда придет судить живых и мертвых. Таким образом Pyccкие находятся в ожидании Страшного Суда, и верят в него.
Точно также они веруют, что Святой Дух равен Отцу и Сыну честью, величием, могуществом, действием и волею; но держатся с большим упорством того, что он исходит только от Отца, а не также и от Сына. Они учат сверх сего, что мы едины со Христом, и что все верующие составляют одно тело, не по существу, но посредством веры, исполняя заповеди Христовы, что мы и достигли искупления и блаженства заслугами Христа; но не всегда исключают также добрые дела, согласно тому, как у Joh. Basilid cap. 6 Reipubl. объясняется послание Иакова о добрых делах и Павла о вере. Они говорят: чтобы достигнуть блаженства, должно иметь веру и делать добрые дела; ибо Павел не исключает добрых дел, говоря о вере Авеля, Еноха, Ноя, Авраама и др., которая действительно служит основанием блаженства, так как живая вера свидетельствуется добрыми делами, и таким образом считают невозможным достигнуть царства небесного без совершения добрых дел, которых они, однако же, в действительности мало совершают. Признают также, что верующие могут лишиться милости Божией, но не должны отчаиваться; ибо гнев Божий непродолжителен; Бог прощает и скоро забывает величайшие грехи. Верят также, что человек, Божиим словом возрожденный, при содействии Святого Духа, может сохранить благодать, которой он сподобился, и достигнуть вечной жизни. Pyccкие кажутся очень благочестивыми, хотя едва один из десятерых знает “Отче Наш”, так как они уверяют, что эта молитва существует только для господ и священства, которые не знают другого дела и других забот. Но они взывают к Богу словами: “Господи, помилуй!” (Gospodi pomilui), обращенными к образу, который чествуется зажженными перед ним свечами. Точно также молятся они за умерших, дабы покой их был безмятежнее и чтобы те с меньшим мучением ожидали Страшного Суда; однако они oтвергают чистилище.

Генрих Седерберг. Заметки о религии и нравах русского народа (продолжение)

Заметки о религии и нравах русского народа

(Продолжение) 

Глава VI 

О Русских церквах и обрядностях 


Церкви построены наподобие небесного свода, что означает бесконечность и всемогущество Божие. Они состоят из большой башни, окруженной четырьмя меньшими, часто также круглыми, с трехконечным крестом (tredublakors) (очевидная ошибка - прим. ред.). В церквах нет стульев, или лавок, потому что Русские молятся стоя, на коленях, или распростершись на земле. Женатому или замужней, после исполнения брачных обязанностей, не позволяется входить в церковь, не побывав сперва в бане и не вымывшись. Pyccкие не терпят музыки, инструментов или органов в своих церквах, которых в одной Москве насчитывают до 200. Храм без креста на нем, как знака Христианского, почитается у них ненастоящим. На кладбищах, которые считаются одинаково святыми, как и церкви, не позволяется производить нечистоту, или вводить туда собак.
Bcеx тех лишают причастия, которые явно согрешили, или сотворили соблазн; с такими никто не желает сообщаться, пока лежит на них отлучение (rus obscha); еще менee может таковой ходить в церковь. Самое отлучение (obscha) произносится, как в Pиме, в Святой Чертверток, над всеми теми, кто не принадлежит к их Исповеданию, со своих же снимается, когда они покаются в своих грехах и покажут знак искреннего исправления. При исповеди они, подобно Римским Католикам, исчисляют все свои грехи, ничего не утаивая; верят также, что те Священники, которым не сказано на ухо, по примеру Христа: “Приимите Дух Свят!” и проч., не имеют власти отлучать.

Генрих Седерберг. Заметки о религии и нравах русского народа

Бывшего полкового священника, магистра Генриха Седерберга
заметки
о религии и нравах русского народа во время пребывания его в России
с 1709 по 1718 год.

(По рукописи, до сих пор нигде не изданной. Христианстад 1836)


Предисловие 


Эти заметки, сохраненные правнуком контрактного Пробста, Седерберга, издаются, как принадлежность истории, которая должна быть беспристрастна и свободна от утайки и ненависти. Они представляют Русский народ в том виде, каким он тогда был. Тем более радости для человечества, если нынешнее состояние этого народа может быть представлено в боле выгодном свете, если только ложный лоск и роскошь между ним не вытеснили похвальное религиозное рвение предков и первоначальную Азиатскую степенность (серьезность). Не смотря на то, что это сочинение часто касается предметов, которые могут показаться несколько смешными, сочинитель не имел намерения осмеивать их, так как они большею частью относятся к религиозным обычаям и порядкам, которые, не взирая на раскрывающую их таинственность, все таки сохраняются в святости истинноверующим, тем более, что всякий мыслящий человек поймет, что жизнь, особенно будущая, не может быть изображена иначе, как посредством символов. Сочинитель, родившийся в Стокгольме, почему он иногда подписывался “Holmia Svecus”, был взят в плен в то же самое время, как и Граф Пипер, при Полтаве, битве, имевшей столь важные последствия для всей Европы. Граф Пипер, чтоб избегнуть (по крайней мере, на время) варварских рук, принужден был направиться прямо к выше упомянутому городу. Сочинитель вышел невредим из сражения, хотя был так близок к опасности быть убитым, или раненым, что часть его кафтана была порвана выстрелом; он был в последствии хорошо принят во многих наиболее важных домах в Москве, где пользовались его познаниями для обучения. По возвращении он был назначен Главным Пастором в Карлсгамне и Асаруме. Провидение ниспослало ему, замечательную по краcoтe и доброте, жену, Гедвигу Вельсгюйсен (Hedvig Wellshuysen), родом из Христианстада, которой портрет, также как и его собственный, находится в ризнице церкви. У них был сын, в последствии купец в Гданске, и четыре дочери... Его печать, гравированная в Москве, изображает сердце, окруженное терновым венком, вокруг которого слова: “С удовольствием”, а над ними буквы: “Н. S.” Большой дубовый дом его, находящейся у рынка в Карлсгамне, долго, по смерти его жены, был необитаем, но наконец куплен, около 40 лет тому назад, обществом, и часть оного была устроена под училище, с достаточным числом, как классных, так и жилых, комнат для трех учителей. После него осталась проповедь, которую он говорил в Москве, по случаю плена Графа Пипера с товарищами, и потом подробнее разработана им в Воронеже, также библиотека из книг, собранных за границей, относящихся почти ко всем человеческим знаниям.
И. Г. С.

Заметки о религии и нравах русского народа


Глава I 

О Религии Русских и их обращении в Христианскую Bеру