Интересное сообщение венгерского путешественника Эрколе Зани о Москве, посетившего Московию во 2-й пол. XVII в.
Relazione e viaggio della Moscovia
...Я удивился громадности города. Он превосходит любой из европейских и азиатских. Благодаря этому пешком ходить невозможно, а надо ездить — зимой на санях, летом в повозке. Для этого при начале каждой улицы стоять наготове извозчики с санями и повозками. В нём живет несчетное множество народа — иные насчитывают миллион, а иные, более сведущие, немногим больше 700 тысяч. Без сомнения, он втрое больше виденных мною Парижа и Лондона.
Он заключает в своей окружности семь холмов; церквей, и там и сям рассеянных, насчитывают свыше 2 тысяч.
Все они — каменные; главы и колокольни либо вызолочены, либо раскрашены, что издали представляет приятную картину. Два столетия тому назад один болонский архитектор, по имени Аристотель, нанят был за большое вознаграждение в 1475 г. царём Иваном Васильевичем строить церкви, укрепления и стену этого города. Иовий говорит, что в Москве он воздвиг большой каменный храм во имя Блаж. Девы. После женитьбы на деспине, порфироносной дочери Фомы Палеолога, родственнице императоров византийских, этот князь стал жить с большей утончённостью... Хотя большая часть строении там из дерева, однако снаружи они довольно красивы и вперемежку с хоромами бояр представляют чудесный вид. Улицы широки и прямы; много обширных площадей; вымощены они толстыми, круглыми сплошными брёвнами и укатываются санями, кои ездят по ним во множестве. При каждом жилище или боярских хоромах — дворы, службы, баня и сад. Главные ворота (т. е. Спасские) — велики и роскошны; близ них высится небольшая деревянная башня, где постоянно стоит часовой и на случай пожара, и для означения деревянной колотушкой по доске ночных часов, по захождении солнца. Самые лучшие и высокие здания не бывают больше, чем в два яруса, а у простого народа в один. Вот отчего этот город так и обширен. Серединою его текут — с юга р. Москва, давшая ему имя, а с севера — Неглинная; на той и другой — мельницы. Первая летом судоходна, зимой почти все время покрыта льдом. Р. Яуза течёт предместьями другой части города. Он [город Москва] лежит под 55° 6’ широты и 66° долготы. Он имеет 3 ряда каменных стен с великолепными воротами; они опоясывают его тройным кругом; делится на 4 части: первая называется “Красный город” (pietra rossa), по окружающей его красной стене; вторая — “Белый город” (pietra bianca), где арсенал и мастерские и где льют пушки и колокола; здесь живёт большая часть бояр, князей и других вельмож; третья — заключает разные рынки, из коих не меньше других домовый; четвёртая — зовётся “Стрелецкой слободой” (Stilitza slavoda); она назначена для жилья царской гвардии; но в ней живёт очень много и другого простого народа. В первой части есть замок, окружённый рвом и снабжённый хорошим гарнизоном; величиною он с большой город; там Царский дворец, а неподалёку жилище патриарха и другие дома главных сановников, также некоторые большие монастыри и больше 40 каменных церквей. В храме св. Михаила погребаются цари. В этой части живут наиболее богатые купцы, многие князья и главные бояре. Площадь перед замком очень обширна. Каждый день полна она народу; здесь производится торговля — вся она застроена лавками; все улицы выходят на площадь; они очень широки и прямы; на каждой стороне — лавки. Замечательно, что для каждой специальности назначен свой ряд: торговцы шёлком отделены от суконщиков и холщевников; всякое ремесло и производство имеет отдельное место. Один ряд, протянувшийся на добрую милю, занят живописцами, торгующими только образами; в других находятся рисовальщики цветов, плодов, видов; ремесленники, делающие только церковное облачение, имеют свой ряд; золотых дел мастера, работающее кубки, чаши и крышки отделены от других — серебреников и ювелиров; костоправы, отдельно от цирюльников, занимают другой ряд; сапожники и портные и шорники — тоже; так же и другие ремесленники.... Есть особый ряд, где торгуют только шерстью; там её столько накидано, что идёшь точно по матрасу, а другого производства или торговли в ней нет. Между предместьями — главное Кукуй; дома в нём деревянные, но красивы точно игрушки; оно предоставлено немцам. У лютеран там три кирки, у кальвинистов-голландцев и англичан — две, все без колоколов. Заведуют ими особые царские сановники. В ближайшей к нему слободе Басманной (Basmanik) живут перекрещенцы, принявшие московскую веру. Вне города, в кибитках, живут подданные татары, коим позволено иметь мечеть. В бытность мою в Москве, там проживал князь-христианин из Грузии, нашедший убежище при этом дворе. Жил он пышно и богато; от царя давалось ему обильное содержание. Был ещё персидский посол-резидент, прекрасный человек, с одетою по-персидски челядью; он жил богато и пышно, пользовался почетом, но к целованию руки царь его не допускал, называя магометан и других неверных собаками; взамен того они целуют его колена.
Бернгард Таннер. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 г. / пер. И. Ивакина // Императорское общество истории и древностей Российских, М., 1891, стр. 170-171.
Ercole Zani, Relazione e viaggio della Moscovia. Bologna, 1690, р. 27-34.