Даниил Принц из Бухова. Начало и возвышение Московии
Даниил Принц из Бухова (1546-1608) — посол Римского императора Максимилиана II в Московском государстве во времена правления царя Ивана IV Грозного. В 1578 году вёл переговоры о польском престоле и Ливонии. В составленном им сочинении о Московском государстве "Moscoviae ortus et progessus" ("Начало и возвышение Московии"), состоявшем из девяти глав, в первой главе "О Князьях Московии и их размножении; также о начале Ливонской войны" он описал, услышанную им, краткую историю Руси и Московского государства.
Вот такие "истории" рассказывали иностранным послам при московском дворе во времена Ивана Грозного (цит. по: Тихомиров, 1877):
"В какое время Сарматы, которые суть Славяне, заняли Россию, не известно; известно, однако же, что древнее жилище их было именно в этих местах. А так как они жили рассеянно в столь великих пустынях этой страны, не имея никакой религии, ни письменности, или законов, вели жизнь по образу диких зверей и не оставили после себя никаких памятников, то с ними случилось то же, что и с другими народами, о которых мы либо не имеем никаких свидетельств, либо имеем баснословные. Я же, вследствие многих догадок, полагаю, что Русские населили эту страну еще до Леха, родоначальника Польского племени; а что говорят о детях и внуках его, от которых Россия получила свое название, то я думаю, что это не имеет никакой достоверности.
Среди такого варварства, которое в те времена обнимало как эти, так я другие, места, люди дикие, живущие рассеянно, собрались оттуда и отсюда в одну толпу и, выстроив близко дома, производили у себя суд по законам природы, вместо произвола. От этого рассеяния Poccия случайно и получила название, как утверждают сами Москвитяне, которые называют свою страну Poccеeй (Rosseiam). И это очень справедливо, потому что она занимает в длину и ширину громаднейшее пространство: от Понта Эвксинского до моря Балтийского и, так называемого, Ледовитого. Новгород и Псков, города самые знаменитые на Севере и расположенные в самых удобных местах, суть и самые древние изо всех. Когда их жители узнали, что соседние племена управляются своими начальниками, то и сами также стали думать об учреждении некоторого порядка. Поэтому правдоподобно, что Гостомысл (Gossomislius), Новгородский гражданин, который, развозя товары в разные места, узнал нравы других людей и превосходил образованностью и благоразумием остальных сограждан, посоветовал им призвать к себе из Варягов (a Varegis), обитавших у Балтийского моря, какого-нибудь Князя, с тем, чтобы он правил ими.
Тогда во многих местах жили, хваставшиеся Римским происхождением и гражданством, потому что весьма многие, во время междоусобных войн, боясь могущества победителей, или, будучи не в состоянии смотреть на гибель отечества, занесенные путешествием в разные места, искали себе добровольной ссылки и новых жилищ. То же самое случилось вскоре потом, когда варварские народы наводнили Италию. Так Длугош, писатель Польских летописей, сочинение которого имеется только в некоторых семействах в рукописи, передает, что во время гражданской войны, бывшей между Цезарем и Помпеем, один Римский отряд, оставив Италию, поселился у берегов Венедского залива (Venedici Sinus), и там основав город, назвал его, по имени Рима, Romone: он долго был столицей этого племени. Таким образом вся Walachia Theodosia, также город в Херсонесе Таврическом, который теперь называется Кафою, суть поселения, первая Римлян, а последняя Генуезцев.
Итак, когда из того же самого племени очень многие поселились также среди Варягов, т. е., прибрежных жителей Балтийского моря, которое Pyccкие называют Варяжским морем (Varegum mare), то Гостомысл убедил призвать к власти или управлению из тех трех братьев, о честности и благоразумии которых было отличное мнение. Это были: Рюрик (Rureck), Синав (Sinauus) и Трувор (Truuor). Происхождение их Pyccкие относят кКесарю Августу. На сколько это достоверно, пусть судят другие; ибо в их летописях, список которых они, однако, с трудом дают нашим землякам, написано: брат Августа, Прус (Prussus), поселился у Балтийского моря и Вислы и дал имя Пруссии; сообщают также, что он овладел замками Мамбороком (Mamboroc), вероятно Мариенбургом (Marieburgum), называемым Поляками Мальбургом (Malburg), Торунем (Tironium) и Гданском (Gedanum), у реки Немана (Nemon). От Пруса, в четвертой степени или поколении, произошли вот эти братья: имена их не имеют даже следа Римского происхождения; вероятно, хотя у них и были предки Римского происхождения, однако, как часто случается, они уже усвоили себе и нравы и имена тех, с кем жили. Но на это они обращают внимание особенно для того, чтобы Князьям своим, по причине столь знаменитого происхождения их рода, придать больше блеска и достоинства. Итак, они призваны Русскими, по Греческому счислению в 6370 году от сотворения мира, a от Рождества Христова в 862 году, когда у Поляков, по Божескому попущению, по смерти Попела (Popilio) начальствовал Пяст (Piastus), человек простой, призванный с поля к верховной власти. Так как они не отказали в просьбе, то Рюрик сел в Новегороде (Novogardia), Синав занял Псков (Plescoviam), пребывание же имел в одном соседнем замке Изборск (Isbrock), а Трувор сел у Белого озера (ad Album lacum). По смерти бездетных Синава и Трувopa преемствовал им Рюрик, и правление, прежде распадавшееся на три части, теперь сосредоточилось в одних руках, пока наконец Рюрик не умер, оставив после себя сына Игоря (Igor), который, будучи, по причине возраста, еще не способным к управлению, имел опекуном двоюродного брата по матери (sobrinum), Олега (Olechum), пришедшего с ними в эти страны; при пособии его, он совершил великие подвиги и чрезвычайно распространил пределы своего государства. Возросши, он вступил в супружество с Ольгою (Olha), дочерью Псковского гражданина, от которой имел сына Стослава или Святослава (Stoslaum seu Suatoslaum); предприняв поход в Гераклею (Heracleam) и Никомидию (Nicomediam) и, обращенный в бегство, он был убит Малдитом, Древлянским Князем (a Malditto, Dreulianorum principe). Сами Русские утверждают, что было время, когда Ливонцы назывались Древлянами (Dreulianorum nomine) или Древенцами (Drewensium), от множества лесов. Итак, если они имели своих Князей, то я не знаю, насколько основательно то, что Beликий Князь Московский величает себя наследственным государем Ливонии; да и тo также не опирается ни на каком свидетельстве были ли те братья владетелями Прусии, потому что легко доказать можно противное.
Когда Ольга отомстила разными способами смерть Игоря и отклонила супружество, которого сильно желал Малдит, то отправилась в Константинополь, и там приняла святое крещение при Константинопольском Императоре (rege) Иоанне и, по перемене имени, названа была Еленой (Helena) что, пишут, происходило в 6473 году от сотворения миpa, а от Рождества Христова в 955 году. Благочестие этой женщины было столь велико, а святость ее жизни была такова, что после смерти она причислена к лику Святых (inter Divos).
Сын ее, Святослав, склонный ко всякой жестокости, хотя мать настоятельно заботилась об его спасении, не могши, однако, склонить его к принятию Христианской Веры, всецело предался воинским занятиям, посредством которых он расширил свои пределы. Итак, отправившись к Дунаю, он победил Болгар, покорил своей власти и большую часть Греции (Graeciae), наконец был убит из засады Печенежским Князем, Куром (a Cure), который из его черепа сделал себе чашу, на которой были написаны следующие слова: “Ища чужое, теряет своё”. Он оставил трёх сыновей: Ярополка (Jeropolchum), Олега (Olegam) и Владимира (Wladimirum) от Малуши (Maluicha), дочери Новгородского гражданина, которая жила в тереме матери. Еще при жизни разделил он им свои владения: Ярополку дал Киев (Kyoviam), Олегу Древлян (Dreulianos), Владимиру Новгород (Novogardiam).
Ярополк, подстрекаемый Свенельдом (Suadolti), сына которого умертвил, пошел войною на брата своего, Олега, и обратил его в бегство, причем, свалившись с моста, последний погиб.
И так как Владимир боялся той же самой участи, то он, полагаясь па древнее кровное родство, убежал к друзьям своим, и там, собравши дружину, возвратился в отечество.
Осадивши Киев, пребывание брата своего, Ярополка, он вскоре покорил его своей власти. Ярополк убежал в другую крепость, но когда, убежденный советником своим Блудом (Bludi), покориться брату, вышел из оного, тотчас был убит в глазах Владимира двумя Варягами. Владимир взял себе жену брата: да не покажется удивительным, что дети от этой и других наложниц погибли от междоусобного оружия, как об этом будет сказано немного после.
Владимир, сделавшись государем (monarcha) всей Руси, одаренный возвышенным умом, усердно занялся великими делами, вел много войн и покорил себе большую часть Греции…
…Pycские утверждают, что Константинопольские Цари прислали через Митрополита Владимиру, не знаю, какую-то Императорскую шапку с оплечьем, носящую название Мономаха, и что по этой причине некоторые, происходящие от Владимира, по справедливости называются Царями.
Владимир оставил двенадцать сыновей, одних от супруги Анны, других от наложниц, между коими он поделил всю Русь: Вышеславу (Viseslao) он назначил Новгород Великий, Изяславу (Isoslao) Полоцк (Polocko), Святополку (Suatopalco) Туров (Turovia). Ярослав, после смерти брата Вышеслава, получил Новгород, Бopиcy дан был Ростов (Rostovia), Глебу Муром (Muromia), Святославу Древская (Drevensis) страна, Всеволоду (Uszеvolodo) Владимир (Vlodimiria), Мстиславу (Mscislao) Астрахань (Astracanum), Станиславу Смоленск(Smolensсо), Судиславу Псков (Plescovia). Двенадцатый Позвизд (Poduis) умер, не достигши совершеннолетия. Так как законные и настоящее сыновья считали себя могущественнее остальных и, кроме того, согласие между братьями бывает редко, то большая часть из них погибла от междоусобного оружия.
Среди этих распрей Киевом завладел, наконец, Святополк (Suntopolcus), но, изгнанный оттуда братом, Ярославом, он был восстановлен Болеславом, Князем (duce) Польским, однако, спустя немного, Ярослав снова овладел Киевом и удержал его за собой. Изяслав имел трёх сыновей: Мстислава (Micislauum), Святополка (Stopolcum) и Дрополка (Dropolcum), а Ярослав четырех: Владимира, владевшего Новгородом, Изяслава — Черниговом, Вячеслава — Смоленском и Всеволода — Переяславлем (Pereuslavia). Сыновья Всеволода были Ростислав (Rascislauus) и Владимир. Этот последний, после различных споров и взаимных изгнаний, снова сделался государем и мономахом (monomachus) России. Он имел восемь сыновей: Мстислава (Micislauum), которому уступил Kиeв, Изяслава, Святослава, Ярополка, Вячеслава, Романа, Георгия, Андрея. Сыновья Георгия были: Ростислав (Rosseslauus), Андрей, Василий, Димитрий, по прозванию Всеволод (Wszevoldus).
От этого последнего родился Георгий, который в 1237 от Рождества Христова был убит Батыем (a Bato), Татарским полководцем, покорившим под свою власть опустошённую Московию. С этого времени Pyccкие, в течение многих лет, были данниками Татар и по их определению ставили себе Князей…"
Источники и литература:
Об иностранных посланниках в России // Вестник Европы, ч. 169, № 21, 1829
Тихомиров И. А. Начало и возвышение Московии. М., Имп. общество истории и древностей Российских, 1877
Тихомиров И. А. Иоанн Грозный, отзыв иностранца-современника // Русская старина, № 6, 1878
Теперь понятно, откуда "растут ноги" у прусско-балтийской версии происхождения Руси. Во-первых, поскольку страдали комплексом неполноценности, особенно после длительного пребывания под властью Золотой орды, чтобы утвердить свою значимость, последние Рюриковичи желали причислить свой род к потомкам римских императоров. Во-вторых, им нужно было как-то оправдать свою военную экспансию на Прусскую и Ливонскую земли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий