1.4. Три "группы" руси
У средневековых арабских писателей находим известие о трёх группах ("видах", центрах) руси. Так, например, у арабского путешественника Х в. Ибн Хаукаля в его "Книге путей и стран" читаем:
"Русы. Их три группы (джинс). Одна группа их ближайшая к Булгару, и царь их сидит в городе, называемом Куйаба, и он больше Булгара. И самая отдалённая из них группа, называемая ас-Славийа, и [третья] группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе. И люди для торговли прибывают в Куйабу. Что же касается Арсы, то неизвестно, кто-нибудь из чужеземцев достигал её, так как там они убивают всякого чужеземца, приходящего в их землю. Лишь сами они спускаются по воде и торгуют, но не сообщают никому ничего о делах своихи своих товарах и не позволяют никому сопровождать их и входить в их страну… Эти русы торгуют с Хазарами, Румом и Булгаром Великим…" (Новосельцев, 1965, с. 412).
Другой арабский географ XII в. ал-Идриси в своём сочинении "Отрада страстно желающего пересечь мир" не только подтверждает сообщения своих предшественников, но и указывает более точные данные, полученные от купцов и пилигримов, касающиеся местоположения и расстояния между городами данных групп:
"От города Салав до города Кукийана из земли булгар восемь переходов. Кукийана – город турок, называемых Руса.
Русов три группы. Одна их группа называется равас, и правитель её живёт в городе Кукийана. Другая их группа называется ас-Салавиййа, и правитель её живёт в городе Салав. Этот город [стоит] на вершине горы. Третья группа называется ал-Арсаниййа, и правитель её пребывает в городе Арса.
Город Арса – красивый укреплённый город на горе, и местонахождение его – между [городами] Салав и Кукийана. От Кукийаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня [пути]. Купцы-мусульмане из Арминиййи доходят до Кукийаны... Что касается Арсы, то шайх ал-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не проникает, так как они обязательно убивают всякого чужестранца, входящего к ним, и [поэтому] никто не отваживается войти в их землю..." (Идриси, VI, 6).
Из этого сообщения можно вычислить местоположение всех трёх центров. Между этими городами расстояние равняется четырём дневным переходам, или четырём дням пути, что составляет приблизительно ок. 150 км. Если Куйаба (или Кукийана) – Киев, то Арса (Арсанийа) – Любеч, а Салав (Славийа) – Искоростень.
Киев
Известие ал-Идриси о том, что Киев (Кукийана) – "город турок, называемых Руса", лишний раз подтверждает тот факт, что русь (руги) пришли со стороны Паннонии, которую в конце IX в. захватили венгры. Сначала авар, а потом и венгров, арабы, вслед за греками, в средневековье называли турками.
Тем более, что ал-Идриси следующим известием сам подтверждает данное утверждение:
"...Русов два вида. Один их вид – это тот, о котором мы говорим в этом месте. А другой их вид – это те, которые живут по соседству со страной Ункариййа (Венгрия - Авт.) и Макадуниййа (Македония - Авт.). И они сейчас, в то время, когда мы составляем эту книгу, уже победили буртасов, булгар и ал-хазар. И не осталось там, кроме них, никакого другого народа, и лишь только [их] названия в [этой] земле..." (там же, VI, 6).
Киев V-XIII вв. (см. Лiтопис руський)
Известия арабских авторов хорошо согласуются с т. н. "Баварским географом" (Назаренко, 53-54; Херрманн, с. 161-169). Среди перечня племён, находившихся на торговом пути между хазарами (Caziri) и венграми (Ungare), находим три племени как раз соответствующих трём группам "русов", указанных у арабских писателей: русь, или руги (Ruzzi), деревляне (Forsderen Liudi), фряги (поляне, варяги) (Fresiti).Подтверждение тому, что речь идёт именно о киевских фрягах-варягах находим в Вологодско-Пермской летописи:
"По тѣмъ градомъ суть первии населници: в Киевѣ фрязи, в Новѣгороде Словене, в Полтеску Кривичи, в Ростовѣ Меря…" (Вол.-Перм. лет., л. 14).
Искоростень
У аль-Идриси, кроме расстояния между Киевом, Арсой (Любечем) и Салав (Искоростенем), есть ещё уточнение, касающееся расстояния и месторасположения города Салав:
"Между Таруйа (Туровом - Авт.) и городом Салав (Искоростенем - Авт.) на юг сто миль по малонаселённым степям" (Идриси, VII, 6).
Сто миль у аль-Идриси равняется приблизительно 150 км. Как раз где-то на таком расстоянии и находится в южном направлении относительно Турова Искоростень (совр. Коростень).
У аль-Идриси указан маршрут "по малонаселённым степям"; здесь, скорее всего, имеется в виду не путь, который обычно путники проходили вдоль рек, а лесная дорога, путь по пересечённой местности.
Наравне с полянской именно древлянская земля была основополагающей. Об этом свидетельствует тот факт, что Святослав наделил властью своих сыновей, дав им в управление именно эти земли:
"В лѣто 6478. Святославъ посади Ярополка в Киевѣ. а Ѡльга в Деревѣхъ (В 970 г. посадил Святослав Ярополка в Киеве, а Олега в Древлянской земле)" (Лавр. лет., л.21).
Византийский автор Лев Диакон в одной из глав своей "Истории" даёт очень интересное упоминание об отце Святослава Игоре, точнее о его смерти. Он описывает, как император Иоанн Цимисхий укоряет Святослава через послов за его дерзость, предостерегая его от попытки нападения на греков, как это пытался сделать ранее его отец:
"Пусть наш ответ не покажется вам дерзким; мы уповаем на бессмертного Бога – Христа: если вы сами не уйдёте из страны, то мы изгоним вас из неё против вашей воли. Полагаю, что ты не забыл о поражении отца своего Ингоря, который, презрев клятвенный договор, приплыл к столице нашей с огромным войском на 10 тысячах судов, а к Киммерийскому Боспору прибыл едва лишь с десятком лодок, сам став вестником своей беды. Не упоминаю я уж о его [дальнейшей] жалкой судьбе, когда, отправившись в поход на германцев, он был взят ими в плен, привязан к стволам деревьев и разорван надвое. Я думаю, что и ты не вернёшься в свое отечество, если вынудишь ромейскую силу выступить против тебя, - ты найдёшь погибель здесь со всем своим войском, и ни один факелоносец не прибудет в Скифию, чтобы возвестить о постигшей вас страшной участи" (Лев Диакон. Ист. VI, 10).
Но, как мы знаем из ПВЛ, Игорь был убит древлянами в Искоростене:
"И не послуша ихъ Игорь. и вышедшее изъ града Изъкоростѣнѧ. Деревлене оубиша Игорѧ. и дружину єго. бѣ бо ихъ мало. и погребенъ бысть Игорь. и єсть могила єго и до сего дне" (Лавр. лет., л. 15; Ипат. лет., л. 21 об.) (цитата по Лавр. лет.).
И, тем не менее, эти два сообщения очень хорошо согласуются и подтверждают сообщение из других летописей:
"Избрашася от Нѣмець три браты с роды своими и пояша съ собою дроужину многоу… От тѣхъ Варягъ находницѣхъ прозвашася Русь" (Новгород. 4-я лет., с. 11).
Эти сообщения говорят о возникавших конфликтах старой уходящей элиты руси (ругов) с представителями пришлой скандинавской династии Рюриковичей.
Любеч
(Продолжение и дополнения следуют)
Комментариев нет:
Отправить комментарий