Translate

Поиск по этому блогу

пятница, 3 февраля 2017 г.

Версии происхождения Руси. Норманнский миф.

2.1. Древнерусские источники 


В "Повести временных лет", написанной в начале XII в. иноком Киево-Печерского монастыря Нестором, дошедшая до нас в несколько поздних компилятивных вариантах, древнейшими из которых считается Лаврентьевская летопись, написанная в конце XIV в., и Ипатьевская летопись, написанная в начале XV в., под 862 г. находим сообщение о призвании варяг:

"В лѣто 6370. изгнаша варѧги за море и не даша имъ дани. и почаша сами в собѣ володѣти. и не бѣ в нихъ правды. и въста родъ на родъ. быша въ них усобицѣ. и воєвати почаша сами на сѧ. рѣша сами в себѣ. поищемъ собѣ кнѧзѧ. иже бы володѣлъ нами. и судилъ по праву. и идаша за море къ варягомъ къ русі. сице бо ся звахуть и. варязи суть. ıако се друзiи зъвутсѧ свое (свеє – Ипат. лет.) друзии же оурмане. ангъляне. друзiи же гъте. тако и си рѣша. русь. чюдь. словѣни. и кривичи. всѧ землѧ наша велика и ωбилна. а нарѧда в неи нѣтъ." (В 862 г. изгнали варягов за море, не дав им дани. И начали сами властвовать [в своих землях]. И не было у них правды. И встал род на род (или племя на племя), и были у них междоусобицы, и воевать начали друг против друга. И решили [посоветовавшись между собой]: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли к варягам, к руси. Потому что они [русь] себя так называли и являлись варягами. Также как другие зовутся шведами, другие же норманнами, [другие] англами, другие же готами (готландцами и гаутландцами, т. е. жителями о. Готланд и Южной Швеции – Авт.). Так и эти решили: русь, чудь, словене и кривичи: "Вся земля наша велика и обильна, а наряда (договора о найме князя – Авт.) в ней нет" (Лавр. лет., л. 7; Ипат. лет., л. 8 об.).


Из вышеприведённой цитаты хорошо видно, что русь является этнонимом. А также можно подумать, что вроде бы русь является одним из племён варягов-скандинавов. Но, во-первых, скандинавы не знали такого "скандинавского" племени. Во-вторых, на Руси изначально называли континентальных (центральноевропейских) германцев, и лишь только с появлением (на Руси) скандинавов слово "варяг" прочно закрепилось за ними.
Сравните:

"О Рюрикѣ и братии его, како приидоша в Русь и начаша владѣти всею землею. И избрашася ѿ немець три браты с роды своими и пояша свою дружину многу... и начаша воевати всюду, и от тех варягъ находницех прозвашась Русь, и от тех словет Руськая земля" (Москов. свод по Эрмитажн. сп., с. 8). Вот ещё: "Избрашася ѿ Нѣмець три браты с роды своими и пояша съ собою дроужину многоу… Ѿ тѣхъ Варягъ находницѣхъ прозвашасѩ Русь" (Новгород. 4-я лет., с. 11).

Слово "варяг" пришло к восточным славянам либо через болгар от греков, либо непосредственно от того народа, от которого пошла Русь. Греч. βαραγγος "наёмник, дружинник, телохранитель". Так называли византийцы франков, а позже и скандинавов, поступающих на службу к Константинопольскому императору. Сами же скандинавы себя так не называли, а лишь только тех своих соплеменников, которые были на службе у греков. Более того, согласно Лаксдельской саге, к тому времени, когда первый скандинав появился в Константинополе, дружина варягов там уже существовала:

"И после того как Болли провёл зиму в Дании, он отправился в дальние страны и не прервал своего путешествия, пока не прибыл в Миклагард (Константинополь – Авт.). Недолго пробыл он там, как вступил в варяжскую дружину. Мы никогда не слышали раньше, что какой-нибудь норвежец или исландец (так в переводе, в оригинале – "норманн" – Авт.) до Болли, сына Болли, стал дружинником короля Миклагарда. Он провёл в Миклагарде очень много лет и выказывал себя во всех испытаниях как самый отважный воин и всегда был первым среди других. Варяжские дружинники очень ценили Болли, когда он был в Миклагарде" (Сага о людях из Лаксдаля. LXXIII).

Позже скандинавы варягами называли тех, кто служил конунгам Гардарики, т. е. князьям Руси. Об этом свидетельствует Гейдервига сага:

"Он [Вига-Берди] не оставил своего пути, пока не прибыл в Гардарики (Русь – Авт.), и сделался там наёмником, и был там с верингами, и все норманны высоко чтили его и вошли с ним в дружбу" (Васильевский, т. I, с. 185, 186; Рыдзевская, с. 189, 190).

С приходом Рюрика и началом правления Рюриковичей, варягов тесно связали с его родом:

"Афетово же колѣно и то Варязи. Свеи. Оурмане. Готѣ. Русь. Англяне. Галичанѣ. Волхове. Римляне. Нѣмци. Корлязи. Венедици. Фряговѣ. И прочии присѣдять ѿ запада къ полудню. (Афетово же колено – это варяги (датчане – Авт.), шведы, норвежцы, готы (готландцы и гаутландцы – Авт.), русь, англы, галисийцы, валахи, римляне (лангобарды – Авт.), немцы, западные франки (т. е. французы – Авт.), венецианцы, фризы. И прочие находятся от запада к югу)" (Ипат. лет., л. 3 об.).

Как видно из вышеперечисленных племён, русь не отождествлялась с каким-либо скандинавским народом, хотя, как и греки (об этом ещё будет сказано), относили её (русь) то к германцам, то к славянам.
Изначально русь сама была "варяжским" племенем, но потом её противопоставляли варягам. Например, в Лаврентьевской летописи есть одно интересное сообщение. Под 882 г., когда Олег собрался в поход на Киев, следует известие о составе его войска:

"В лѣто 6390. поиде Ѡлегъ поимъ воıа многи. варѧги. чюдь. словѣни. мерю. и всѣ кривичи. и приде къ Смоленьску съ кривичи. и приıа градъ. и посади мужь свои. ѿтуда поиде внизъ. и взѧ Любечь. и посади мужь свои. придоста къ горамъ къ Києвьскимъ. и оувидѣ Ѡлегъ. ıако Ѡсколдъ. и Диръ. кнѧжита (В 882 г. пошёл Олег, взяв [с собой] многих воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей. И пришёл к Смоленску с кривичами. И захватил город. И посадил [в нём] мужей своих (т. е. наместников – Авт.). Оттуда пошёл вниз. И взял [приступом] Любеч. И посадил [в нём] мужей своих. И пришёл [вместе с Игорем] к городам киевским, и увидел Олег, как Аскольд и Дир [вдвоём] княжили)" (Лавр. лет., л. 7 об.).

Как видим, среди многочисленного войска Олега были кто угодно (варяги, словене, кривичи, чудь, меря, весь), но руси не обнаружено! Упоминание о руси находим среди войска Олега, но… только после захвата ими Смоленска, Любеча и Киева.
Противопоставление руси варягам также можно найти и в перечне войска Игоря:

"Въ лѣто 6452. Игорь же совкупивъ вои многи. варѧги и русь. и полѧны. словѣны. и кривичи. и тѣверьцѣ. и печенѣги [наа] (наа – из Радзивл. лет.) (В 944 г. Игорь собрал много воинов: варягов и русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, и нанял печенегов)" (Лавр. лет., л. 10 об.; Ипат. лет., л. 17 об.,18).

Некоторые историки до сих пор твердят всему миру, что Русь произошла от Рюрика и варягов-скандинавов, пренебрегая следующими известиями. В Лаврентьевской, Ипатьевской и других летописях под 852-854 гг. читаем:

"В лѣто 6360. индикта 15 день. наченшю Михаилу царствовати поча сѧ прозываты руска землѧ. ω семъ бо увидѣхомъ. ıако при семъ цари приходиша Русь на Царьгород. ıако пишетсѧ в лѣтописании гречьстѣмъ" (Лавр. лет., л. 6 об.; Ипат. лет., л. 17 об. , 18).

Из псковской 2-й летописи:

"В лѣто 6362 (854 г.). По семъ же приидоша два Варяга и нарекоста себе князи, и бѣ имя единому Скальдъ, а второму Диръ; и бѣста князяще в Кыевѣ, рать имоуще съ Древляны" (Насонов, 1955, с. 9).

В новгородской 1-й летописи под этим же годом находим то же сообщение, только вместо Скальда записано имя Аскольд (Новг. 1-я лет., с 106). Сравните ещё из Псковской 2-й летописи:

"А князи в та лѣта бяху на Роускои земли: ѿ Варяговъ пять князеи, первому имя Скальд, а другому Диръ, а третьему Рюрикъ, а четвертому Синеоусъ, а пятому Труворъ..." (Насонов, 1955, с. 10).

Русь уже существовала в Среднем Поднепровье за десять лет (!) до призвания Рюрика и варягов-скандинавов. И потом, согласно тем же древним летописям, Рюрик не принадлежал к руси, в отличие от Аскольда и Дира, которые не принадлежали к его племени, и не являлись его боярами. В "Повести временных лет", под 862 г., читаем:

"И бѧста у него [Рюрика] два мужа не племени его ни боıарина. и та испростистасѧ ко Царюгороду с родомъ своимъ. и поидоста по Днѣпру. и идуче мимо и оузрѣста на горѣ градок. и оупрашаста. рѣста чии се городокъ… Аколъдо же. и Диръ ωстаста въ градѣ семъ. (И было у Рюрика два мужа. Ни племени его, ни бояре. И отпросились в Константинополь со своим родом. И пришли по Днепру. И увидели на горе городок. И начали расспрашивать. И спросили: "Чей это городок?"… Аскольд и Дир остались в городе этом)" (Лавр. лет., л. 7 об.).

Русь упоминается лишь вместе с Аскольдом и Диром.
Сравните:

"Въ лѣто 6374. иде Асколдъ и Диръ на греки и прииде в 14 лѣто Михаила царя. царю же ѿшедшю на ωгаряни. дошедшю єму Черныє рѣки. вѣсть єпархъ посла к нему. ıако Русь на Царьгородъ идеть (В 866 г. пошёл Аскольд и Дир на греков. [Это было] в 14 год [правления] царя Михаила. Царь [в это время] пошёл [воевать] с арабами. И когда он дошёл до Чёрной речки, эпарх послал к нему весть о том, как русь идёт на Царьгород (Константинополь – Авт.) (там же).

Подтверждение тому, что именно Аскольд и Дир, а не Рюрик, принадлежали к роду-племени руси находим в Никоновской летописи под 876 г.:

"Роди же нарицаемiи Руси (в др. сп. Русiи), иже и Кумани, живяху въ Ексинопонтѣ, и начаша плѣновати страну Римляньскую, и хотяху поити и въ Констянтинградъ; но възбрани имъ вышнiй промыслъ, паче же и приключитися имъ гнѣвъ Божiй, и тогда възвратишася тщиi князи ихъ Аскольдъ и Диръ" (Никон. лет., с. 13).

К тому времени, когда Рюрика с варягами призывали чудь, словене и кривичи, Русь уже существовала. Мало того, русь вместе с чудью, словенами и кривичами принимали решение о призвании варягов, т. е. наёмников, и заключении с ними договора (наряда):

"Тако и си рѣша. русь. чюдь. словѣны. и кривичи. всѧ землѧ наша велика и ωбилна. а нарѧда въ неи нѣтъ" (Лавр. лет., л. 7).

Подтверждение тому находим в Русском хронографе:

"При Михаиле и Василiи царема и при Фотии патриарсѣ приiдоша Русь, Словене и Кривичи Варегомъ, рѣша: "земля наша велика и обилна, поидете владѣти нами" (Русск. хрон., с. 349).

Прежде, чем продолжить своё повествование, необходимо сказать несколько слов о "наряде" и о том, куда же вначале пришёл Рюрик. Вопреки дилетантским переводам некоторых историков (Лихачёв, с. 149), наряд – это не "порядок", хотя эти слова имеют общий корень, а правовые отношения между договаривающимися сторонами, договор о найме, о призвании на службу. В данном случае, отсутствовал договор о призвании князя, так как собственных князей чудь, весь, словене и кривичи не имели. Наряд, ряд – договор, в данном случае, между племенами и князем-наёмником, по которому племена соглашались подчиняться, платить князю, кормить князя-наёмника и его дружину, в ответ на защиту от внешних врагов и внутренних беспорядков. Рядити – договариваться, нанимать по договору; выполнять условия договора, распоряжаться согласно установленному договору.
Сравните:

"Яз есмь оуже старъ а всихъ рядовъ не могу оуже рядити. Но будевѣ оба Киевѣ. аче намъ будет которыи или хрыстыяныхъ или поганыхъ. а идевѣ оба по мѣсту. а дружина моя и полкъ мои. а то буди обою нама ты же ряди (Я уже старый и все условия договора выполнять не могу. Но [когда] будем оба в Киеве, если к нам будет [проситься на службу] кто из христиан или язычников, [когда] мы оба будем идти по [центральной] площади, а [также] дружину мою и полк мой принимай и будешь [нашими дружинами и полками] распоряжаться)" (Ипат. лет., л. 152).

Или ещё:

"И тако нарядъ створше. С собѣ князи и дружина. и чернии клобуци. и кияне. И тако не оудоумаша ити противу имъ. полкомъ ити биться. Но припустяче ѣ к собѣ. тоу же ся бити съ ними (И так составили договор между собой и князья со своими дружинами, и чёрные клобуки, и киевляне. И так решили, подумав, не [сразу] идти полками на них [печенегов] и ринуться в бой, а [лишь только] подпустив их к себе [поближе], тут же [на них напасть, или атаковать их] и сражаться с ними)" (там же, л. 155).

Необходимо отметить, что Новгород не являлся первоначальной резиденцией Рюрика и вряд ли кто-либо знал о его (Новгороде) раннем существовании. Например, в Лаврентьевской летописи (в рукописном варианте) изначальное место пребывания Рюрика не указано. После слов "и придоша старѣишии Рюрикъ" стоит пробел:

"Да поидѣте кнѧжить и володѣти нами. и изъбрашасѧ три братьıа. с роды своими. поıаша по собѣ всю русь. и придоша старѣишии Рюрикъ… а другии Синеоусъ на Бѣлѣωзерѣ. а третии Изборстѣ. Труворъ (Да пойдите княжить и владеть нами. И собрались три брата со своими родами, захватив с собой всю русь. И пришёл старший Рюрик (?).., а второй, Синеус, сел в Белоозере, а третий, Трувор, сел в Изборске)" (Лавр. лет., л. 7).

В печатном варианте Лаврентьевской летописи появились слова "сѣдѣ Новѣгородѣ" (т. е. якобы изначально Рюрик сел в Новгороде), якобы заимствованы из Троицкой летописи, сгоревшей в московском пожаре 1812 г. Но, в сохранившихся отрывках Троицкой летописи, которые успели напечатать, сказано:

"И придоша старѣишии Рюрикъ, а другии Синеоусъ на Бѣлѣ-озерѣ, а третии Изборстѣ Труворъ" (ПСРЛ, т. XVIII, с. 7; Приселков, с. 58).

Как видим, о Новгороде ни слова. Мало того, в Ипатьевской, Радзивиловской, Переяславль-Суздальской и других летописях, которые вроде бы не горели в московских пожарах, читаем:

"И придоша къ словѣнамъ пѣрвѣе. И срубиша городъ Ладогу. И сѣде стариишии въ Ладозѣ Рюрикъ. а другии Синеоусъ на Бѣлѣозерѣ. а третѣи Труворъ въ Изборсцѣ" (Ипат. лет., л. 8 об.; Лет. рус. царей по Никифор. сп., с. 140; Бугославский, с. 41).

"И избраша три браты съ родомъ своимъ, и пояша по собѣ всю Русь, и придоша ко словѣномъ, и съдѣлаша град Ладогу: и сѣдѣ старшіи въ Ладозѣ Рюрикъ, 2. а Синеусъ на Бѣле озере, 3. Труберъ въ Изборсцъ" (ПСРЛ, т. XLI, с. 8; Оболенский, с. 5).

"Тако и тыи Варязи нарицахуся Русь, иже придоша въ сию землю княжити. И сѣдоша во первыхъ въ словенѣхъ. И зрубиша во первыхъ градъ Ладогу, и сѣде ту старѣишии братъ Рюрикъ, а Синеусъ на Бѣлѣозерѣ, а Труворъ во Изъборску" (Густын. лет., л. 24 об.).
"И избрашася три братья з роды своими, и пояша собѣ всю русь, и придоша к словенам первое, и срубиша город Ладогу, и сѣде в Ладозѣ старей Рюрик, а другии сиде у нас, на Бѣлѣозере, а трети Труворъ въ Изборьску. И ѿ тѣх варягъв прозвася Рускаа земля, Новгород" (Радзивил. лет., л. 8 об.).

К рукописному тексту Радзивиловской летописи прилагались рисунки. К каждому персонажу, олицетворявшему город, имеются надписи: "Ладога", "Белоозеро", "Изборск" (там же).
О Новгороде, как первоначальной резиденции Рюрика, можно найти во многих летописных сводах более позднего периода. О причинах, по которым Ладога там не упоминается, ещё будет сказано. Ну, а сейчас вернёмся к Новгороду.
Новгородская земля, в отличие от Среднего Поднепровья, себя с Русью не отождествляла. Как справедливо заметил Тихомиров М. М., "в отличие от жителей Южной Руси, которых называли русинами, новгородцы называли себя словенами" (Тихомиров, с. 24). Если Русь пошла с Новгородской земли, как говорят норманисты, то почему она (Новгородская земля), мало того, что не называлась Русью в узком смысле, т. е. в названии региона, а не принадлежности к государству, но и противопоставляла себя Руси. Доказательством тому служат не только летописи, но и найденные в Новгороде берестяные грамоты (см. Новгородская берестяная грамота № 105 (Арциховский, Борковский, с. 35).
Мало того, например, в договоре руси и греков 907 г. ни Новгород, ни Ладога вообще не упомянуты:

"...и по том даıати углады (уклады – Никон. лет.) на Роускыа град. первоє на Києвъ. та на Черниговъ. на Переаславль. на Полтѣскъ. на Ростовъ. на Любечь. и на прочаа городъ по тѣм бо городомъ седѧху кнѧзи подъ Олгомъ суще" (Ипат. лет., л. 12; Радзивил. лет., л. 16; Лавр. лет., ст. 31; Никон. лет., с. 18).



Источники и литература

Комментариев нет:

Отправить комментарий